Этапы реформирования пенсионной системы

Этапы пенсионных реформ в России

Год за годом: пенсионные реформы в России

Все пенсионные преобразования, проходившие в нашей стране можно разделить на несколько ключевых этапов. Здесь мы обозначили ключевые реформы, разделив их по годам.

Создание Пенсионного фонда России. Подробнее о деятельности ПФР читайте на странице «Пенсионный фонд РФ».

1992-1994

В 1992 году вышел указ президента Российской федерации № 1077«О негосударственных пенсионных фондах». Указ дал старт созданию и работе НПФ. А в 1995 году в Гражданском кодексе введен в правовой оборот понятие «фонд», как некоммерческой организации.

Правительством была одобрена «Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской федерации».

В ПФР теперь ведется учет сведений о пенсионных правах каждого гражданина страны. Пенсионный фонд России фиксирует личные данные для установления пенсии. На индивидуальном страховом счете гражданина содержится информация обо всех страховых взносах, т.е. копится его будущая пенсия. Персональный номер лицевого счета (СНИЛС) указывается на карточке обязательного пенсионного страхования (ОПС). Ежегодно ПФР рассылает извещения («письма счастья»), благодаря которым каждый может следить за состоянием личного пенсионного счета. Проект действует в 5 регионах страны.

1998 – 2001

1998 год стал особенно важным для негосударственных пенсионных фондов. Вступил в силу федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах». Данный закон определил деятельность по негосударственному обеспечению у НПФ и их права. Он также закрепил новые понятия в пенсионной системе РФ, обязательства фонда перед его вкладчиками и участниками.

В 1998 году персонифицированный учет стал использоваться в тестовом режиме для назначения пенсий, а в 2000 им были охвачены все работающие жители страны в 22 субъектах РФ.

В 1998 году также была представлена программа новой пенсионной реформы в РФ, законопроекты которой были одобрены в конце 2001 года президентом.

Реализация новой пенсионной реформы, которая позволяет перейти Российской Федерации от уравнительных принципов солидарной пенсии к распределительно-накопительным. Подробнее о положениях реформы читайте на странице «Пенсионная реформа 2002 года».

В 2004 году негосударственные пенсионные фонды получили право заключать договора ОПС. Граждане РФ получили возможность формировать и увеличивать накопительную часть пенсии за счет НПФ. Для всех фондов были повышены требования к размерам имущества для обеспечения уставной деятельности. С 1 января 2005 г. сумма ИОУД должна быть не меньше 30 млн. руб., а с 1 июля 2009 г. – не менее 50 млн. руб.

Пенсионный фонд России начал выплачивать дополнительные средства инвалидам и ветеранам ВОВ и их вдовам. Также ПФР начал вести федеральный регистр граждан, которые имеют право государственную социальную помощь.

Старт реализации программы по выплатам материнского (семейного) капитала. Владельцы данных сертификатов получили возможность переводить часть капитала или всю его сумму на формирование пенсионных накоплений.

С 2008 года накопительная часть пенсии увеличивается до 6%, а страховая до 8% от зарплаты. С октября запущена программа по государственному софинансированию накопительной части пенсии. Подробнее об этом читайте на странице «Софинансирование пенсии».

2010 – 2012

В 2010 году Единый социальный налог (ЕСН) заменен на страховые взносы. Максимальный размер годовой заработной платы, влияющий на размер пенсии, на 2010 год составляет 415 тыс. руб. На 2011 данная сумма увеличилась до 463 тыс. руб., а в 2012 она равняется 512 тыс. руб.

В 2010 была проведена крупнейшая переоценка расчетного пенсионного капитала с учетом трудового стажа в советское время (валоризация). Это повысило пенсию действующим пенсионерам где-то на 46%.

Пенсия стала делиться лишь на 2 части – накопительную и страховую. Базовый размер вошел в страховую часть.

С 2010 года утвержден минимальный размер пенсии, превышающий прожиточный минимум пенсионера.

2013-2015

В 2013-2015 годах пенсионная реформа России делает новый виток – пенсионная система претерпевает серьезные изменения.

Разработана новая пенсионная формула для расчета страховой пенсии, вводится новый порядок формирования пенсионных прав: учитывается стаж, размер страховых отчислений и возраст выхода на пенсию.

В 2014-2015 годах россияне могут выбрать тариф на накопительный компонент пенсии: 0% или 6%. А пока граждане делают свой выбор, пенсионные накопления не формируются – в 2014-2015 году все страховые отчисления идут на формирования страховой части пенсии.

Вводится система гарантирования пенсионных накоплений. Негосударственные пенсионные фонды проходят процедуру акционирования.

Подробнее об изменениях в пенсионной системе: в 2013 году, в 2014 году.

22. С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась реализация крупномасштабной пенсионной реформы. Реформа является составной частью структурных преобразований в экономике и социальной политике государства, ее цель – создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам возможность получения достойной пенсии после окончания трудовой деятельности.

На сегодняшний день создана нормативно-правовая база, регламентирующая источники формирования средств пенсионного обеспечения, принципы и методы аккумулирования, сохранения и распределения накопленных ресурсов. Конфигурацию реформированной пенсионной системы в целом определяют следующие Федеральные законы:

· от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

· от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

· от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

· от 07.09.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

· от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»;

· от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»;

· от 30.11.2011 № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений».

Значительные изменения были внесены в законодательство Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Исходя из действующего законодательства можно говорить о следующей трехуровневой структуре системы пенсионного обеспечения:

· государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет федерального бюджета. Это социальные пенсии для отдельных категорий граждан, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, или тех, кто имеет право на государственное обеспечение по закону 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении»;

· обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости (в составе страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца (в составе страховой части) и финансируемое за счет страховых взносов работодателя;

· негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение – негосударственные пенсии, выплачиваемые в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами, финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.

Страховая пенсия зависит от результатов труда конкретного человека (стажа, заработной платы) в течение всей трудовой деятельности. В состав страховой пенсии также входит фиксированная выплата, устанавливаемый Законом и одинаковая для всех пенсионеров, за исключением определенных категорий.

Накопительная пенсия выплачивается в пределах сумм, отраженных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в Пенсионном фонде РФ или на пенсионных счетах в негосударственном пенсионном фонде.

Структура пенсионного обеспечения

Виды пенсий Источник финансирования Субъект формирования и выплат
Обязательное пенсионное обеспечение и страхование
Государственная пенсия Выплачивается: · государственным служащим · военнослужащим · пострадавшим в техногенных катастрофах · участникам ВОВ · нетрудоспособным гражданам Бюджет Государственные органы
Страховая пенсия Выплачивается: · по старости · по инвалидности · по случаю потери кормильца Страховые взносы ПФР
Накопительная пенсия Выплачивается лицам, имеющим право на страховую пенсию по старости Страховые взносы и доход от инвестирования ПФР или негосударственный пенсионный фонд
Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение
Негосударственная пенсия Выплачивается работникам предприятий (организаций), гражданам на основании заключенных договоров негосударственного пенсионного обеспечения Взносы предприятий, граждан и доход от их инвестирования Негосударственный пенсионный фонд

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9248 – | 7275 – или читать все.

Пенсионная реформа 2017 и ее суть

В связи с изменениями в конце 80-х начале 90-х годов 20 века российской государственной системы в соответствии с принципами рыночной экономики, возникла потребность реформирования действовавшей в СССР пенсионной системы. Старая система предполагала пенсионное обеспечение за счет средств государственного бюджета, однако в новых реалиях такая система не уже соответствовала условиям рыночной экономики. В результате государством был разработан масштабный план по постепенному реформированию пенсионной системы сроком до 2025 года.

Каковы же основные этапы реформирования системы? Какие важные изменения произошли в начале 2015 года? Какие изменения осуществились в 2017 году? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Основные этапы реформирования

В 1990-х – начале 2000 годов был принят ряд законов, направленных на формирование системы обязательного пенсионного страхования. Становление современной российской системы пенсионного страхования имело несколько серьезных этапов:

  • Первый этап начался с принятием закона «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20.11.1990. Суть его заключалась во введении обязательного страхования наемных работников. Целью являлось создание пенсионных фондов, гарантирующих выплату пенсий гражданам за счет отчислений, удерживаемых из заработной платы трудоустроенных граждан. Тем самым подчеркивалась идея солидарности поколений, гарантирующая поддержку людям преклонного возраста со стороны молодежи. Отчисления были обязательными к уплате и не подлежали обсуждению. Все вопросы по определению норм и условий уплаты взносов регулировались государством. А размер дальнейших выплат пенсионерам назначался в зависимости от официального трудового стажа и отчислений в ПФ.
  • Вторым этапом стало принятие Федерального закона «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» от 21.07.1997 № 113-ФЗ. Связаны эти нововведения были с планомерным увеличением заработных плат, что дало возможность поднять и пенсии. Однако с этого времени пенсия назначалась в зависимости от индивидуального коэффициента пенсионера. Расчет проводился по формуле, в которой основными показателями были: размер зарплаты в процентах и общий стаж, а также среднемесячный заработок и среднемесячная зарплата по стране за тот же период, то есть для каждого пенсионера выплата имела уже индивидуальный характер.
  • Третий этап реформирования пенсионной системы современной России сопровождался внедрением следующих нормативно-правовых актов, как:
    • Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении» от 15.12.2001 № 166-ФЗ;
    • Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании» от 15.12.2001 № 167-ФЗ;
    • Федеральный закон «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 № 173-ФЗ;
    • Федеральный закон «Об инвестировании в накопительную часть трудовой пенсии» от 24.07.2002 № 111-ФЗ.
  • Основная цель введения всех этих законопроектов — улучшение благосостояния граждан путем увеличения их пенсионных доходов. Программы предусматривали расширение пенсионных выплат с помощью накопительной части. Основанием для выплаты становился не трудовой стаж как ранее, а заработная плата и размер отчислений в ПФ. Следовательно, чем больше была официальная зарплата, и чем выше был процент по выплатам в фонд обязательного страхования, тем выше была и гарантированная пенсия в старости.
  • Четвертый важный этап состоялся в 2013 году, с выходом Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Этот закон позволил осуществлять страховые пенсионные выплаты всем гражданам, которые были застрахованы согласно закону 2001 года, независимо от выплат накопительной пенсии. Данные выплаты были предназначены гражданам, имеющим проблемы со здоровьем, потерявшим трудоспособность, лишившимся трудоспособного члена семьи.

Этап пенсионной реформы 2015 года

Начиная с 1992 года демографическая ситуация в стране начала меняться в худшую сторону, что привело к реальному снижению количества трудоспособного населения. В этих условиях государству приходилось за счет бюджета проводить дополнительные отчисления в ПФ для полного удовлетворения нужд по покрытию пенсионных выплат. Чтобы решить проблему с нехваткой денежных средств, государством была запланирована долгосрочная пенсионная реформа.

Главным нововведением стало появление страховой пенсии и страхового стажа, позволяющего гражданам рассчитывать на минимальные обязательные выплаты при наступлении наступлении пенсионного возраста. Однако вместе с этим, для получения своей заслуженной пенсии у граждан появилась необходимость отработать определенный срок, который стал устанавливаться государством.

Еще одним нововведением 2015 года стали пенсионные баллы, которые гражданин должен накапливать в процессе своей трудовой деятельности. Количество баллов стало прямо зависеть от величины отчислений в ПФ, осуществляемых работодателем.

Обратите внимание! Получение и накопление страховых баллов с 2015 г. стало возможно только при официальном трудоустройстве. Чем выше официальная заработная плата, тем больше баллов гражданин получит за каждый календарный год.

Сторонники новой системы расчета пенсий считали ее довольно эффективной для каждого гражданина, который заботится о своем будущем благосостоянии. Однако среди экспертов и законодателей были и противники нововведений, которые указывали на их значительные недостатки:

  • постепенное повышение обязательного страхового стажа — если до 2015 года он составлял 5 лет минимум, то к 2024 году стаж должен достигнуть минимум 15 лет;
  • планомерное увеличение количество пенсионных баллов, гарантирующих назначение пенсии в будущем — в 2015 году этот показатель находился в пределах 6,6, но к 2025 году он должен составить 30 баллов.

Такие изменения должны были стимулировать граждан более ответственно подходить к выбору работы, поскольку только при официальном трудоустройстве можно заработать необходимый стаж и баллы.

Особенности пенсионного реформирования в 2017 году

В конце 2016 – начале 2017 гг. неоднократно выдвигались инициативы о повышении пенсионного возраста гражданам России, некоторые из которых были приняты Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» от 23.05.2016 № 143-ФЗ. Первыми эти изменения почувствовали на себе работники госслужб, пенсионный возраст которых в 2017 году был повышен на 6 месяцев и составил 55,5 лет для женщин и 60,5 лет для мужчин. Это плановое повышение должно стать поэтапным и к 2032 году и 2026 году достигнуть 65 лет для мужчины и 63 лет для женщины соответственно.

Еще одним обязательным изменением стало увеличение взносов в ПФ для самозанятого населения. Следовательно, если гражданин ведет предпринимательскую деятельность, он должен вовремя получить информацию о размере обязательного взноса, исчисляемого из его официального дохода. Кроме того, с 2017 года функции администрирования страховых взносов были переданы Федеральной налоговой службе, при этом за Пенсионным фондом остались обязательства по администрированию взносов, осуществленных до 2017 года, а также добровольных взносов на страховую и накопительную пенсию.

Также увеличился размер фиксированной выплаты благодаря индексации 1 февраля (5,4%) и 1 апреля (0,38%), что повлекло за собой повышение минимальной пенсии. Это гарантированное повышение было назначено в автоматическом режиме, без соответствующего заявления граждан. На 2,6 % увеличились и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

По словам министра труда и социальной защиты населения Максима Топилина, в 2017 году больше не будет происходить серьезных изменений в пенсионной системе. Политика реформирования будет проводиться очень плавно, и для граждан предпенсионного возраста не станет критичной.

Заключение

Реформирование пенсионной системы России в условиях рыночной экономики было практически неизбежно. В связи с этим законодателями был принят ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих новую систему расчета пенсий. В 2017 году начался этап постепенного повышения пенсионного возраста граждан, но пока это коснулось лишь работников государственных служб.

Этапы реформирования пенсионной системы

За время существования РФ как отдельного государства пенсионная система претерпела многократные изменения. Их целью было улучшение обеспечения требуемой категории граждан положенными пенсионными выплатами. Давайте на примере данной статьи узнаем, сколько пенсионных реформ уже было и какую роль они сыграли.

Реформы поэтапно

Начнем наш экскурс в историю с 1990 года, когда еще в РСФСР верховным советом было постановлено образовать Пенсионный фонд. В ведении новой структуры было отдано несколько обязанностей:

  • Выплата пенсионных пособий всем категориям пенсионеров.
  • Ведение учета страховых взносов граждан.
  • Управление средствами системы.

Также именно в эти годы в стране было начато создание так называемых НПФ, или негосударственных пенсионных фондов, в виде альтернативы государственной структуре. Новым структурам также дали добро на ведение сбора добровольных взносов.

С 1995 года пенсионной системой страны было начато ведение персонифицированного учета вносимых средств в счет будущей пенсии.

До начала двухтысячных в основном выплаты распределялись государством. На это финансы брались из госбюджета и налоговых поступлений в пенсионный.

Но такая распределительная система многих не устраивала, так как оформляемое пособие было примерно одинаковым для всех. Поэтому власти в 2002 г. дали старт крупной пенсионной реформе, в ходе которой предстоял переход на распределительно-накопительную систему.

Разработчики программы подразумевали: отныне пенсионное пособие будет подразделено на три части:

  • Базовая – оформляется всем, это гарантируется самим государством.
  • Страховая – ее формирование происходит за счет отчисляемых с заработка взносов. К слову сказать, что это возможно лишь с официальной зарплаты.
  • Накопительная – представляет собой реальные деньги на личном счету. Фонд должен инвестировать их в различные ценные бумаги или другие активы для получения прибыли, тем самым увеличивая будущую пенсию.

В ходе этой реформы размер пенсионного пособия стал определяться реальным заработком и величиной взносов, а не только выработанным стажем.

На накопительную долю дали право не всем пенсионерам, а только тем, кто родился после 1953 – мужчины, 1957 – женщины. Для этого им требовалось перечислять до 4 процентов заработка на эту часть.

Также будущие пенсионеры получили возможность перенести означенную часть своего пособия из госкомпании в НПФ или частную управляющую компанию (УК).

2005 год ознаменовался тем, что в «кармане» ПФР образовалась финансовая дыра. Из-за этого накопительная доля была отменена лицам, коим не повезло родиться до 1967 г. Высвобожденными средствами профинансировалась страховая часть.

До 2008 г. правительство больше не предпринимало никаких усилий по увеличению пенсионных накоплений граждан. А в указанное время всем родившимся 1967 году и позже накопительную часть повысили с 4 до 6%.

Как уже было сказано, пенсия формировалась из 3 частей. В 2010 году правительство убрало базовую, оставив страховую и накопительную.

В 2012 пенсию начали оформлять граждане из числа тех, кто платил взносы в 2% с 2002 по 2004 гг.

В 2013 россиян ожидала новая реформа. На этот раз правительство решило создать систему с тремя уровнями обеспечения – из уже традиционных страховых и накопительных, плюс появилась возможность участия в корпоративной системе страхования.

К тому же накопительная часть с этого года стала добровольной – гражданам давалась возможность самими решить, куда относить свои деньги, точнее, в какую управляющую компанию. Если человек свой выбор не делал, то его за него делало государство – средства шли в страховую часть.

Последняя же стала рассчитываться при помощи коэффициентов, они состояли из наработанного стажа, возраста выхода и величины заработка.

Согласно статистике, за данный год общий объем пенсионных накоплений по стране превысил суму в 2.5 трлн.руб. из которых почти 1 трлн. находился под управлением частных и негосударственных компаний.

В сентябре того же года прошла новость, что в следующем, 2014, произойдет замораживание перечисления средств в накопительную часть. А освободившиеся средства пойдут на увеличение страховой доли.

Первоначально правительство планировало такой шаг только в отношении 2014 г. Но состояние экономики было таковым, что ее пришлось продолжить и в 2015 и 2016. Речь в кулуарах шла даже о полной отмене накопительной части. К счастью, руководство страны на такой шаг не пошло.

Не стоит считать, что данный шаг по заморозке – это только придумка российских властей. На него в свое время пошли и власти Венгрии, Словакии и других стран Европы. Во многих странах накопительную часть не просто заморозили, а еще уменьшили. Представьте, что ощущали люди, потеряв часть накоплений на старость.

С 2015 начался новый этап в системе – руководство ПФР вновь вернулось к трехступенчатой форме. На этот раз составляющими пенсионных выплат стали следующие составляющие – страховая, накопительная и к ним добавилась фиксированная выплата.

Также нововведением стал расчет выплат по индивидуальным коэффициентам, речь идет о том, что человеком накапливаются так называемые баллы. При выходе на заслуженный отдых они будут переведены в денежную форму. Так вот, чем больше будут баллов, тем больше будут пенсия.

Также важным изменением стало то, что человек сам выбирал – формировать ему накопительную часть или же обойтись без нее.

2016 год принес следующие изменения – отмена индексирования выплат работающим пенсионерам и постепенное увеличение срока выхода на пенсию. Правда, пока только госслужащим.

А что в наступившем году

2020 принес новые изменения в системе. К примеру, россиянам дали возможность самим решать, сколько они будут «отстегивать» взносов в пенсионный. Также их ждет разморозка замороженных ранее накопительных.

Этапы развития пенсионной системы РФ

Пенсионные реформы, которые происходили в новейшей истории России, можно разделить на основные этапы, приуроченные к тому или иному году.

В этом году был создан Пенсионный фонд РФ.

В 1992 году вышел президентский указ «О негосударственных пенсионных фондах», который определял основныепринципы работы НПФ. После этого в стране и начали появляться такие фонды. Через три года понятие «фонд» было введено в правовой оборот как некоммерческая организация.

Правительство одобрило концепцию пенсионной реформы. Одной из основных новых черт пенсионной системы стала персонализация получателей пенсии – Пенсионный фонд занялся фиксацией личных данных граждан для установления им пенсии. Теперь у каждого появился индивидуальный пенсионный счет, на котором отражалась информация о страховых взносах. Таким образом, можно было посмотреть, как на счете постепенно копится будущая пенсия.

Тогда же появились и карточки обязательного пенсионного страхования, на которых указывался СНИЛС – номер лицевого счета гражданина. ПФР приступил к рассылке извещений (так называемых «писем счастья»), которые позволяли узнать данные своего пенсионного счета.

В 1998 году начал действовать ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», который определил права НПФ. Кроме того, в этом законе был закреплен ряд понятий пенсионной системы и прописаны обязательства фонда перед участниками и вкладчиками.

В этом же году в тестовом режиме стал действовать персонифицированный учет при назначении пенсий, а в 2000-м эта практика была распространена уже на 22 региона.

В 1998 году определена программа очередной пенсионной реформы, ее законопроекты были одобрены президентом в конце 2001-го.

В 2002 году в России реализуется важная пенсионная реформа, которая существенно изменила сложившееся на тот момент положение вещей. Система переживает коренной перелом: переход от солидарной, «уравнительной» пенсии к распределительно-накопительной, индивидуализированной.

НПФ получили право заключать договоры об обязательном пенсионном страховании. То есть теперь каждый гражданин мог передать управление накопительной частью пенсии в НПФ, увеличив таким образом свой будущий доход. В это же время были ужесточены требования к самим негосударственным фондам – в частности, повышен размер имущества, служащего дл обеспечения уставной деятельности (с 2005 года до 30 млн. рублей, с 2009 – до 50 млн. рублей).

ПФР приступил к начислению дополнительных выплат ветеранам и инвалидам ВОВ, а также их вдовам. Начат федеральный регистр граждан, имеющих право получать государственную социальную помощь.

Начало действия программы по выплате материнского капитала. Получившие сертификат граждане теперь могут потратить всю сумму (или часть) на накопительную часть пенсии.

Увеличиваются накопительная и страховая части пенсии (до 6 % и 16 % от зарплаты соответственно). Осенью начинает действовать программа софинансирования накопительной части пенсии государством.

В 2010 году ЕСН (единый социальный налог) заменяется на страховые взносы. В этом году максимальный размер годовой зарплаты, с которой взимается налог, достигает 415 тыс. рублей. В следующем году она составила 463 тыс. рублей, а в 2012-м – 512 тыс. рублей.

В 2010 году проведена масштабная валоризация – то есть переоценка пенсионных накоплений с учетом советского стажа. Благодаря этому рост пенсий у действующих пенсионеров достиг 46 %.

Базовая часть пенсии вошла в размер страховой. Теперь пенсия делится только на две части – страховую и накопительную.

Начиная с 2010 года, установлен минимальный размер пенсии, который больше, чем прожиточный минимум для пенсионера.

1 января 2013 г. в России началась реализация первого этапа новой пенсионной реформы, долгосрочная стратегия которой была утверждена правительством в декабре 2012 года.

Продлили время на раздумье, какой тариф на накопительную часть пенсии выбрать

В соответствие с принятыми федеральными законами возможность выбора тарифа на накопительную часть пенсии продлили до 31 декабря 2015 года: можно либо оставить 6%, либо отказаться от формирования накопительного компонента.

ПФР перестал рассылать «письма счастья»

Еще одно нововведение касается «писем счастья» ПФР – Пенсионный фонд больше не будет рассылать письма с информацией о состоянии индивидуального счета в системе обязательного пенсионного страхования. Состояние своего лицевого счета можно узнать на едином портале государственных услуг www.gosuslugi.ru, а полную выписку с лицевого счета можно получить в Пенсионном фонде по месту жительства.

Изменились тарифы страховых взносов для самозанятого населения

Увеличился размер страховых взносов в Пенсионный фонд для индивидуальных предпринимателей. Теперь вместо 14 386,32 рублей индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать страховые взносы в размере 32 479,20 рублей в год.

Создана новая пенсионная формула и пенсионный калькулятор

В июне 2013 года на сайтах Пенсионного фонда России и Министерства труда был опубликован пенсионный калькулятор, с помощью можно рассчитать условный размер будущей пенсии.

В октябре Правительство одобрило новую пенсионную формулу, которая теперь учитывает стаж и возраст выхода на пенсию. Согласно новым пенсионным правилам минимальный общий стаж для получения пенсии ежегодно будет увеличиваться на 1 год и в 2025 году достигнет отметки в 15 лет.

Продление срока вступления в Программу государственного софинансирования

В ноябре Правительство РФ решило продлить срок вступления в Программу государственного софинансирования пенсий – до 31 декабря 2014 года. Тем, кто подал заявление на вступление в Программу, необходимо сделать первый взнос до 31 января 2015 года.

«Заморозка» накопительной части пенсии

В 2014 году все взносы по обязательному пенсионному страхованию направляются на формирование страховой части пенсии, то есть тариф взносов на накопительную часть пенсии составляет 0%.

Это изменение не затрагивает ранее сформированные пенсионные накопления – они по-прежнему инвестируются управляющими компаниями или негосударственными пенсионными фондами.

Акционирование НПФ и система гарантирования пенсионных накоплений

На 1 октября 2014 года более 41 НПФ прошли процедуру акционирование и 23 фонда подали заявки на вступление в систему гарантирования пенсионных накоплений (Источник – http://www.rg.ru/2014/10/02/fondi-site-anons.html).

Повышение и перерасчет пенсий

В 2014 году трудовые пенсии индексировались дважды: 1 февраля – на 6,5% и 1 апреля – на 1,7%. В августе проведен перерасчет пенсий для работающих пенсионеров – учтены страховые взносы, поступившие на лицевые счета за год.

Страховые взносы

На 10%, до 624 тыс. рублей, увеличен максимальный размер годового заработка, с которого уплачиваются страховые взносы.

Снижена ставка страховых взносов для самозанятого населения – теперь размер взносов рассчитывается исходя из одного МРОТ, а не двух, если величина годового дохода не превышает 300 тыс. рублей.

Прием заявок в программу государственного софинансирования продлен до 31 декабря 2014 года

Прием новых участников в Программу государственного софинансирования пенсии продлен до 31 декабря 2014 года, сделать первый взнос в рамках Программы можно до 31 января 2015 года.

С 1 января 2015 года вступили в силу основные законы Пенсионной реформы 2015 и, в частности, два базовых федеральных закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».

Трудовая пенсия по старости с 1 января 2015 года трансформировалась в два самостоятельных вида пенсии:

Новые правила расчета пенсии с 2015 года применяются только к страховой части трудовой пенсии (по старой терминологии).

С 1 января 2015 года в России действует новый порядок формирования и расчета страховой пенсии. Страховая пенсия рассчитывается не в рублях, как раньше, а в, так называемых, пенсионных коэффициентах или баллах.

Возможность выбора варианта пенсионного обеспечения.

До конца 2015 года, граждане, у которых накопительная часть трудовой пенсии (теперь накопительная пенсия) формировалась не в НПФ или управляющей компании, а в Пенсионном фонде РФ, должны определиться и выбрать вариант своего пенсионного обеспечения:

ü сохранить и накопительную пенсию и страховую пенсию или

ü полностью перейти только на страховую пенсию, а от накопительной пенсии отказаться.

Начала свою работу система гарантирования прав застрахованных лиц в отношении пенсионных накоплений в НПФ. В соответствии с данным законодательством создана двухуровневая система гарантирования прав застрахованных лиц, которая включает:

ü резервы по обязательному пенсионному страхованию, формируемые в каждом НПФ, и

ü общенациональный гарантийный фонд, который объединит всех участников системы обязательного пенсионного страхования.

Этапы реформирования пенсионной системы

О зачатках государственного пенсионного обеспечения на территории России впервые упоминается еще в древних летописях.

Как отмечается в летописях, князья и воеводы славянских дружин заботились об обеспечении своих воинов в случае ранения и по достижении ими старости.

Постепенно забота о раненых и престарелых воинах ставится на все более регулярную основу.

Так в 1663 г. указами царя Алексея Михайловича раненым назначались “лечебные” денежные выплаты, размер которых зависел от тяжести полученных увечий. Распространенными формами социальной поддержки воинов, ушедших со службы по ранению, являлось предоставление поместья или прибавки земель к уже имеющимся владениям.

Во времена Петра I внимание к увечным, раненым и престарелым военным значительно усилилось.

Их стремились устроить так, чтобы по окончании воинской службы они имели источник существования. Законодательные акты Петра I содержали в себе обязательство государства оказывать помощь военным, получившим ранения и инвалидность за счет государственного бюджета.

В дальнейшем такие традиции социальной поддержки военных со стороны государства продолжались и развивались.

Екатерина II определила денежное содержание из государственной казны военных, вышедших в отставку. Размеры пенсий военным также были увеличены.

В основном пенсионное обеспечение в то время распространялось только на государственных служащих и военных.

Со второй половины XIX в. системное пенсионное обеспечение стало распространяться на частное предпринимательство.

Был принят закон, обязывающий владельцев частных железных дорог создавать кассы для выдачи пособий по болезни и уходу с работы по инвалидности. Их основу составляли отчисления от заработной платы работников, которые накапливались на их личных счетах.

При получении увечья или профессиональной болезни из накопленных на этих счетах средств выплачивались пособия.

Эту систему пенсионного обеспечения назвали страховой, так как взносы, уплаченные работником, были его страховкой на случай его нетрудоспособности.

Радикальные преобразования в пенсионном обеспечении уже на системном уровне стали осуществляться после социалистической революции.

В 1917 г. вышло Постановление «О выдаче процентных надбавок к пенсиям военно-увечных».

В 1918 г. вышло Постановление «Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся».

В 1924 г. было введено пенсионное обеспечение за выслугу лет для научных работников и преподавателей рабфаков.

В 1925 г. установлены пенсии за выслугу лет для учителей городских и сельских школ. Уровень пенсионного обеспечения при этом зависел от размера среднемесячного заработка, условий труда, состава семьи.

В 1920-х гг., система пенсионного обеспечения была заменена на систему социального страхования, которая работала по принципу: все организации отчисляли государству налоги, из которых формировался бюджет страны.

Из этого бюджета производились расходы на все государственные нужды: строительство дорог, заводов и выплату пенсий гражданам.

Эта система пенсионного обеспечения сохранялась вплоть до распада СССР.

В 1991 г. после перехода от централизованного планового руководства народным хозяйством к рыночным методам советская система пенсионного обеспечения исчерпала свои возможности.

Даже самая большая пенсия не могла превышать трех установленных законом минимальных размеров пенсии, к тому же в стране резко снизилась рождаемость. В то же время цены быстро росли, что снижало уровень социального обеспечения пенсионеров.

Проведенные в то время расчеты показывали, что в 2010-2020 гг. может возникнуть проблема нехватки денег для выплаты пенсий, так как число людей, выходящих на пенсию, заметно превысит число начинающих работать.

Решить эти проблемы попытались путем увеличения доходной части пенсионной системы.

Для этого необходимо было разработать систему, в которой был бы стимул к уплате страховых отчислений в Пенсионный фонд РФ.

Стимулом в таком случае могла послужить уверенность работающих граждан, что пенсионные взносы, которые платит их работодатель или они сами на пенсионное обеспечение, без потерь вернутся к ним, когда они будут выходить на пенсию. И чем больше будет таких пенсионных отчислений, тем выше будет размер пенсии.

В начале 2000-х годов Правительство приняло решение о проведении в России пенсионной реформы.

Ее главная цель – формирование многоуровневой пенсионной системы для улучшения пенсионного обеспечения граждан.

В 2001 г. была внедрена новая модель, которая включила в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование.

За прошедшие с тех пор почти полтора десятка лет данная модель пенсионного обеспечения несколько раз реформировалась и продолжает реформироваться до сих пор.

Пенсионная история

У всего, что нас окружает, что составляет основу нашей жизни, все что касается её экономических, социальных и политических аспектов, абсолютно у всего есть своя история, свои предпосылки появления и развития. И пенсионное обеспечение здесь не исключение.

Это один из важнейших элементов социальной жизни в любой стране, и лично для меня это самый важный показатель того, насколько та или иная страна преуспевает в своём развитии, что заложено в основу этого развития, какие принципы первоочередные для политической элиты в стране, какие они преследуют цели и к каким результатам это приводит.

Согласитесь, если не проводить углубленного анализа экономических и финансовых показателей в социальном секторе экономики любой страны и при этом попытаться определить сложившейся в ней уровень жизни населения, то возможно это только если посмотреть на то, как живут в данной стране среднестатистические пенсионеры. Достойный ли уровень замещения заработной платы пенсией, «свободные» ли финансовые возможности пенсионеров или они весьма ограниченны, существует ли большое разделение пенсионного обеспечения тех или иных профессиональных категорий и т д.

Я хочу, что бы Вы, мои читатели, понимали, система пенсионного обеспечения — это действительно один из важнейших аспектов жизни в каждой стране, именно он показывает в действительности реальное состояние экономики и социальной политики.

Абсолютное заблуждение, говорить о том, то в стране все хорошо, темпы развития на достойном уровне, реальный сектор экономики развивается, образование и медицина на достойном уровне в то время, как пенсионеры в стране находятся в весьма плачевном положении. Ведь рано или поздно всех без исключения ждёт звание «почетного пенсионера» и, если при этом человек уходит туда с хорошей, высокооплачиваемой должности и становится практически нищим, который не может позволить себе, и страна не обеспечивает его достойным уровнем полагающегося медицинского обслуживания, то не нужно громко заявлять о том, что в стране все хорошо. Это не правда!

Регрессивная налоговая шкала, отсутствие финансовой грамотности, малая заинтересованность государства в просвещении людей и доведения до их сведения юридических и финансовых аспектов пенсионной системы, тем самым забирающих их возможность самостоятельно принимать решение и участвовать в формировании своей достойной жизни на пенсии.

Плохое качество медицинского обслуживания, ограниченное количество информации о страховых правилах в области ОМС, снижают вероятность дожития до пенсионного возраста и продолжительность жизни на пенсии.

Большая смертность среди населения и малая рождаемость, которые автоматически сокращают возможность обеспечивать достойный уровень пенсии путём солидарного пенсионного элемента и создают необходимость дотаций из бюджета страны, которые в свою очередь «выедают» в нем дыры и препятствуют развитию других сфер экономики. В такой стране не может быть хорошего развития, это явные показатели стагнации, а в худшем сценарии упадка.

Если же в стране все из вышеприведенного развивается в противоположном направлении, люди, выходя на пенсию, не теряют своего привычного уровня дохода или теряют не более 15-20%, если уровень медицинского обслуживания предоставляется на пенсии в полном объёме и абсолютно бесплатно, если средняя продолжительность жизни на пенсии в 1,5-2 раза больше по сравнению с другими странами, одним словом, если в такой стране пенсионеры «живут», а не «выживают», то можно с твёрдой уверенностью говорить, что данная страна прошла длинный путь политического, экономического и социального развития, выбрала правильные ориентиры в нем и смогла обеспечить своих граждан достойным уровнем жизни, как в трудовом возрасте, так и на пенсии.

Самый уязвимый, а порой и тяжёлый период для жизни большинства людей, это именно пенсионный возраст. В расцвете сил, когда мы полны энергии и жизни, мы в состоянии обеспечить себя и свою семью достойным уровнем финансового обеспечения, не зависимо от сложившихся условий внутри страны и за её пределами.

Но стоит человеку переступить временную грань трудоспособного возраста или потерять свою трудоспособность, как тут же многие оказываются на грани финансовой пропасти и это прямое свидетельство того, что государство находится на низших ступенях развития. Не может и не должно быть большого разрыва на этих двух жизненных этапах людей!

А для этого необходимы структурные преобразования в стране в целом и в частности каждый гражданин должен взять на себя обязанность за своё будущее и развивать в себе финансовую грамотность. В чем я Вам и хочу помочь, мои читатели.

Для чего нужно знать историю развития? В пенсионном обеспечении, как и во всех направлениях, есть удачные и неудачные опыты развития, создано множество систем, которые в одних условиях призваны развивать и обеспечивать хорошее функционирование общества, а в других приводят к печальным последствиям.

Знать пенсионную историю развития и не только нужно именно для того, что бы иметь представление обо всех существующих пенсионных системах, попытаться просчитать актуальность и последствия от их внедрения при том или ином экономическом и демографическом положении страны и суметь выстроить достойную социальную структуру, обеспечивающую граждан высоким уровнем жизни.

Не стоит изобретать колесо, достаточно изучить его и историю его создания, оценить возможность применения в своих условиях, просчитать «+»/«-» и главное – риски, и уже после этого внедрять. Так нужно поступать со всем, что уже создано до нас! Нет смысла пытаться создать что-то заново, но всегда есть смысл модернизировать и адаптировать старое под существующие условия и запросы.

Именно поэтому, я убеждена, что данная рубрика необходима на блоге, да и многим студентам она пригодиться . Поэтому буду стараться регулярно пополнять её новыми материалами. И сегодня, мы с Вами начнём раздел с краткого описания основных этапов развития пенсионной системы в современной России.

Этапы пенсионных реформ в России 1990—2015

Год за годом: пенсионные реформы в России

Все пенсионные преобразования, проходившие в нашей стране можно разделить на несколько ключевых этапов. Здесь мы обозначили ключевые реформы, разделив их по годам.

1990

Создание Пенсионного фонда России.

1992—1994

В 1992 году вышел указ президента Российской федерации № 1077«О негосударственных пенсионных фондах». Указ дал старт созданию и работе НПФ. А в 1995 году в Гражданском кодексе введен в правовой оборот понятие «фонд», как некоммерческой организации.

1995

Правительством была одобрена «Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской федерации».

В ПФР теперь ведется учет сведений о пенсионных правах каждого гражданина страны. Пенсионный фонд России фиксирует личные данные для установления пенсии. На индивидуальном страховом счете гражданина содержится информация обо всех страховых взносах, т.е. копится его будущая пенсия. Персональный номер лицевого счета (СНИЛС) указывается на карточке обязательного пенсионного страхования (ОПС). Ежегодно ПФР рассылает извещения («письма счастья»), благодаря которым каждый может следить за состоянием личного пенсионного счета. Проект действует в 5 регионах страны.

1998 – 2001

1998 год стал особенно важным для негосударственных пенсионных фондов. Вступил в силу федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах». Данный закон определил деятельность по негосударственному обеспечению у НПФ и их права. Он также закрепил новые понятия в пенсионной системе РФ, обязательства фонда перед его вкладчиками и участниками.

В 1998 году персонифицированный учет стал использоваться в тестовом режиме для назначения пенсий, а в 2000 им были охвачены все работающие жители страны в 22 субъектах РФ.

В 1998 году также была представлена программа новой пенсионной реформы в РФ, законопроекты которой были одобрены в конце 2001 года президентом.

2002

Реализация новой пенсионной реформы, которая позволяет перейти Российской Федерации от уравнительных принципов солидарной пенсии к распределительно-накопительным. Подробнее о положениях реформы читайте на странице «Пенсионная реформа 2002 года».

2004

В 2004 году негосударственные пенсионные фонды получили право заключать договора ОПС. Граждане РФ получили возможность формировать и увеличивать накопительную часть пенсии за счет НПФ. Для всех фондов были повышены требования к размерам имущества для обеспечения уставной деятельности. С 1 января 2005 г. сумма ИОУД должна быть не меньше 30 млн. руб., а с 1 июля 2009 г. – не менее 50 млн. руб.

2005

Пенсионный фонд России начал выплачивать дополнительные средства инвалидам и ветеранам ВОВ и их вдовам. Также ПФР начал вести федеральный регистр граждан, которые имеют право государственную социальную помощь.

2007

Старт реализации программы по выплатам материнского (семейного) капитала. Владельцы данных сертификатов получили возможность переводить часть капитала или всю его сумму на формирование пенсионных накоплений.

2008

С 2008 года накопительная часть пенсии увеличивается до 6%, а страховая до 8% от зарплаты. С октября запущена программа по государственному софинансированию накопительной части пенсии.

2010 – 2012

В 2010 году Единый социальный налог (ЕСН) заменен на страховые взносы. Максимальный размер годовой заработной платы, влияющий на размер пенсии, на 2010 год составляет 415 тыс. руб. На 2011 данная сумма увеличилась до 463 тыс. руб., а в 2012 она равняется 512 тыс. руб.

В 2010 была проведена крупнейшая переоценка расчетного пенсионного капитала с учетом трудового стажа в советское время (валоризация). Это повысило пенсию действующим пенсионерам где-то на 46%.

Пенсия стала делиться лишь на 2 части – накопительную и страховую. Базовый размер вошел в страховую часть.

С 2010 года утвержден минимальный размер пенсии, превышающий прожиточный минимум пенсионера.

2013—2015

В 2013—2015 годах пенсионная реформа России делает новый виток – пенсионная система претерпевает серьезные изменения.

Разработана новая пенсионная формула для расчета страховой пенсии, вводится новый порядок формирования пенсионных прав: учитывается стаж, размер страховых отчислений и возраст выхода на пенсию.

В 2014—2015 годах россияне могут выбрать тариф на накопительный компонент пенсии: 0% или 6%. А пока граждане делают свой выбор, пенсионные накопления не формируются – в 2014—2015 году все страховые отчисления идут на формирования страховой части пенсии.

Вводится система гарантирования пенсионных накоплений. Негосударственные пенсионные фонды проходят процедуру акционирования.

Подробнее об изменениях в пенсионной системе Вы можете ознакомиться в предыдущих статьях: О пенсионной реформе 2015, О резервном фонде НПФ

А на этом все, мои дорогие читатели! Заглядывайте почаще на мой блог! Я Вам всегда рада!

АНАЛИЗ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ

студент, кафедра экономика и финансы,

Непрерывный рост цен на жилье, продукты, коммунальное обеспечение, сокращение рабочих мест, низкий уровень заработной платы, все это затронуло каждого гражданина Российской Федерации. Труднее всего пенсионерам, которым тяжело жить на фиксированную низкую пенсию. Тема пенсионной реформы, как ни как актуальна и волнует многих людей проживающих в России. Наглядно сопоставить сколько сейчас получают пенсионеры в России и в других странах можно из рисунка 1 [2].

Рисунок 1. Пенсия в разных странах

На рисунке видно, что пенсия в России имеет большой отрыв с пенсией в Англии на 60900 рублей, это не просто большой отрыв это огромнейший разрыв, не сравнивая уже с другими странами.

Проблема пенсии всегда волновало людей, особенно в возрасте уже средних и пожилых лет. Население годами работает на страну, чтобы прожить в старости хотя бы за копейку, но не тут то было – правительство думает заморозить пенсионные накопления. Назревает вопрос, НА ЧТО ЖИТЬ? Тогда зачем проводить пенсионные реформы? Дали ли они улучшение для пожилых граждан в нашей стране.

Пенсионная реформа (далее ПФ) направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином [1].

Современный этап пенсионной реформы в России начался в 2002 году. Основная цель — достижениеадолгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника дополнительных доходов для инвестиций в социальную систему. Сутьапенсионной реформы состоит в постепенномапереходеаотачистоараспределительнойасистемыакараспределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения. Согласно новой пенсионной модели, представленной в Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пенсия может состоять из двух частей:

Накопительная система обеспечения пенсией состоит в том, что у каждого работника есть персонифицированный (личный) счет в Пенсионном фонде РФ (ПФР), на котором учитываетсяанакопительная часть пенсии. Размер накопительной части зависит от суммы взносов, учтенных на именном счете работника и полученного инвестиционного дохода. Согласно новому закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в страховую часть трудовой пенсии уже включена базовая часть (базовая ставка). Иногда базовая часть неофициально рассматривается как третья часть пенсии. Инвестирование пенсионных накоплений возможно через Управляющие компании, отобранные поаконкурсу,аиаНегосударственныеапенсионныеафондыа(НПФ),азарегистрированные в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию. Застрахованное лицо имеет возможность раз в год перевести свои накопления в НПФ, УК или вернуться обратно в ПФР.

Пенсионная реформа 2013—2015 г.г. — очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации, предусматривающий ввод нового порядка формирования пенсионных прав и расчёта страховой пенсии.

В частности, вводится новая формулаарасчёта размера пенсии, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Граждане 1967 года рождения и младшеасмогут сами решить, продолжать ли им накапливать пенсионные средства или вернуть их в страховую часть. Для формирования пенсии самозанятых граждан предусматривается постепенное увеличение страховых платежей — они должны соответствовать уровню пенсионных выплат. Будут приняты меры по реформированию системы досрочных пенсий. Предполагается отмена существующего ныне перерасчёта пенсий работающим пенсионерам [1].

  1. Пенсионный возраст: 60 лет для мужчин, 55 — для женщин;
  2. Стаж не менее 15 лет (минимальный стаж уплаты страховых взносов). С нынешних 5 лет он будет поэтапно повышаться в течение 10 лет;
  3. Не менее 30 баллов индивидуального пенсионного коэффициента.

С 1 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» трудоваяпенсия по старости будет назначаться по новой пенсионной формуле [4].

Новая формула предусматривает измерение страховой пенсии в пенсионных коэффициентах, учитывающих стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию.

СП = (ФВ х КПВ) + (ИПК х СПК х КПВ), (1)

где СП — страховая пенсия в год назначения пенсии;

ФВ — фиксированная выплата в год назначения пенсии;

КПВ — коэффициент за выход на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста (имеет разные значения для фиксированной выплаты и страховой пенсии);

ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент (сумма всех годовых пенсионных коэффициентов гражданина);

СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента в год назначения пенсии.

Годовой пенсионный коэффициент — это инструмент, позволяющий оценить каждый год трудовой деятельности гражданина.

Он равен отношению суммы уплаченных работодателем (работодателями) страховых взносов на формирование страховой части пенсии по выбранному гражданином тарифу 10 % или 16 %, к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16 %, умноженной на 10:

Приведем сравнительную характеристику двух пенсионных реформ в России используя, пенсионный калькулятор (пол: женский, возраст пенсии – 55 лет). Допускаем, что пенсионных возраст со временем меняться не будет [5].

Для старой пенсионной реформы в РФ видны следующие данные:

  1. Гражданка 1988 года (28 лет) получает ежемесячную зарплату 20 000 рублей. Дата наступления пенсионного возраста 2043 году, возраст – 55 лет. Предполагаемый стаж –47 лет. Дата начала среднего заработка в 2008 году, окончание – 2043 году. Сумма страховых взносов после 2002 года составит – 200 000 рублей. Рабочий коэффициент – 1. В итоге по расчетным данным размер пенсии составляет 6 9162,88 рублей.
  2. Гражданка 1978 года (38 лет) получает ежемесячную зарплату 40 000 рублей. Дата наступления пенсионного возраста 2033 году, возраст – 55 лет. Предполагаемый стаж – 47 лет. Дата начала среднего заработка в 1998 году, окончание – 2033 году. Сумма страховых взносов после 2002 года составит – 200 000 рублей. Рабочий коэффициент – 1. В итоге по расчетным данным размер пенсии составляет 6 9162,88 рублей.
  3. Гражданка 1968 года (48 лет) получает ежемесячную зарплату 55 000 рублей. Дата наступления пенсионного возраста 2023 году, возраст – 55 лет. Предполагаемый стаж – 47 лет. Дата начала среднего заработка в 1975 году, окончание – 2023 году. Сумма страховых взносов после 2002 года составит – 200 000 рублей. Рабочий коэффициент – 1. В итоге по расчетным данным размер пенсии составляет 6 9162,88 рублей.

Новая пенсионная реформа предполагает деление на пенсии с накопительной и без накопительной части.

С накопительной частью видим следующие данные:

  1. Гражданка 1988 года (28 лет) получает ежемесячную зарплату 20 000 рублей. Дата наступления пенсионного возраста 2043 году, возраст – 55 лет. Предполагаемый стаж 47 лет. Дата начала среднего заработка в 2008 году, окончание – 2043 году. Сумма страховых взносов после 2002 года составит – 200 000 рублей. Рабочий коэффициент – 1. Количество индивидуальных пенсионных коэффициентов составляет 94,22. В итоге по новым расчетным данным размер пенсии составляет 11 556,66 рублей гражданка получает от государства.

По данным калькулятора пенсии НПФ Сбербанк с доходностью 6 % получаем 12 113 рублей в месяц. Таким образом, получаем 23 669,66 рублей [3].

  1. Гражданка 1978 года (38 лет) получает ежемесячную зарплату 40 000 рублей. Дата наступления пенсионного возраста 2033 году, возраст – 55 лет. Предполагаемый стаж – 47 лет. Дата начала среднего заработка в 1998 году, окончание – 2033 году. Сумма страховых взносов после 2002 года составит – 200 000 рублей. Рабочий коэффициент – 1. Индивидуальных пенсионных коэффициентов составляет 186,6. В итоге по новым расчетным данным размер пенсии составляет 18 417,71 рублей.

По данным калькулятора пенсии НПФ Сбербанк с доходностью 6 % получаем 7 997 рублей в месяц. Таким образом, получаем 26 414,71 рублей [3].

  1. Гражданка 1968 года (48 лет) получает ежемесячную зарплату 55 000 рублей. Дата наступления пенсионного возраста 2023 году, возраст – 55 лет. Предполагаемый стаж – 47 лет. Дата начала среднего заработка в 1975 году, окончание – 2023 году. Сумма страховых взносов после 2002 года составит – 200 000 рублей. Рабочий коэффициент – 1. Индивидуальных пенсионных коэффициентов составляет 247,46. В итоге по новым расчетным данным размер пенсии составляет 22959, 96 рублей.

По данным калькулятора пенсии НПФ Сбербанк с доходностью 6 % получаем 4 345 рублей в месяц. Таким образом, получаем 27 304,96 рублей [3].

Новая система пенсионной реформы в России без накопительной части по пенсионному калькулятору:

  1. Гражданка 1988 года (28 лет) получает ежемесячную зарплату 20 000 рублей. Дата наступления пенсионного возраста 2043 году, возраст – 55 лет. Предполагаемый стаж – 47 лет. Дата начала среднего заработка в 2008 году, окончание – 2043 году. Сумма страховых взносов после 2002 года составит – 200 000 рублей. Рабочий коэффициент – 1. Количество индивидуальных пенсионных коэффициентов составляет 141,71. В итоге по новым расчетным данным размер пенсии составляет 15 083, 52 рублей.
  2. Гражданка 1978 года (38 лет) получает ежемесячную зарплату 40 000 рублей. Дата наступления пенсионного возраста 2033 году, возраст – 55 лет. Предполагаемый стаж – 47 лет. Дата начала среднего заработка в 1998 году, окончание – 2033 году. Сумма страховых взносов после 2002 года составит – 200 000 рублей. Рабочий коэффициент – 1. Индивидуальных пенсионных коэффициентов составляет 283,41. В итоге по расчетным данным размер пенсии составляет 25 608,11 рублей.
  3. Гражданка 1968 года (48 лет) получает ежемесячную зарплату 55 000 рублей. Дата наступления пенсионного возраста 2023 году, возраст – 55 лет. Предполагаемый стаж – 47 лет. Дата начала среднего заработка в 1975 году, окончание – 2023 году. Сумма страховых взносов после 2002 года составит – 200 000 рублей. Рабочий коэффициент – 1. Индивидуальных пенсионных коэффициентов составляет 247,76. В итоге по расчетным данным размер пенсии составляет 22 959,96 рублей.

Все три вида систем сводим в одну таблицу 1 для сравнения и строим график (рисунок 2).

Таблица 1.

Сравнение пенсионных реформ РФ

Источники:
http://insur-portal.ru/pension/pensionnaya-reforma
http://grazhdaninu.com/pensiya/reforma.html
http://www.hmnpf.ru/matherials/jetapy-razvitija-pensionnoj-sistemy/
http://kolesovgb.ru/index.php/planirovanie-pensii/pensionnoe-obespechenie-v-rossii/istoriya-pensionnogo-obespecheniya-v-rossii/364-osnovnye-etapy-formirovaniya-sistemy-pensionnogo-obespecheniya-v-rossii
http://npf-oms.su/pensionnaya-istoriya/pensionnaya-istoriya.html
http://sibac.info/studconf/econom/lii/71229
http://cbr.ru/finmarket/supervision/sv_coll/ops_npf/2017y/

Ссылка на основную публикацию