Административная ответственность за правонарушения ЗК РФ

Земельные правонарушения, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации

Как следует из ст. 1.1 КоАП РФ, законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. “Если имеется норма федерального закона, регулирующая вопросы производства по делам об административных правонарушениях, а также содержащая состав правонарушения, вменяемый лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ответственность за указанное правонарушение законом субъекта Российской Федерации установлена быть не может”. Следовательно, в региональных законах административная ответственность должна предусматриваться по вопросам, не отнесенным к ведению Российской Федерации. Ниже нами будут рассмотрены некоторые составы административных правонарушений в сфере охраны земель из Кодекса города Москвы об административных правонарушениях. А в этом параграфе укажем основные составы таких правонарушений, которые предусмотрены КоАП РФ.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает следующие виды правонарушений в области земельного законодательства, за которые установлена административная ответственность:

  • 1) в области охраны собственности – самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости – без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности (ст. 7.1); уничтожение межевых знаков (ст. 7.2); самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.8); самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд (ст. 7.9); самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом (ст. 7.10); проведение земляных, строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия (ст. 7.14); незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения (ст. 7.16);
  • 2) в области охраны окружающей среды и природопользования – несоблюдение экологических требований при планировании, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов (ст. 8.1); нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4); сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5); нарушение требований по охране и рациональному использованию недр (ст. ст. 8.9 – 8.11); нарушение правил охраны водных объектов, правил водопользования (ст. ст. 8.13 – 8.15); самовольное снятие или перемещение плодородного слоя; уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления (ст. 8.6); невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей (ст. 8.7); использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных работ, мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8);
  • 3) против порядка управления – нарушение должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков или сокрытие информации о наличии свободного земельного участка (ст. 19.9).

Согласно требованиям ст. 23.21 КоАП РФ главный государственный инспектор Российской Федерации по использованию и охране земель, его заместители; главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель, их заместители и главные государственные инспекторы городов и районов по использованию и охране земель, их заместители по использованию и охране земель вправе рассматривать дела об административных правонарушениях. К числу таких дел относятся и дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.1, ч. 1 ст. 7.2, ст. 7.10 (в части самовольной переуступки права пользования землей), ст. 8.5 (в части информации о состоянии земель), ст. ст. 8.6 – 8.8 КоАП.

Согласно ч.2 и ч.3 ст. 4.1 КоАП при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность. Если же виновным является юридическое лицо, то учитываются характер совершенного им административного правонарушения, их имущественное и финансовое положение.

Отметим, что приведенный выше перечень правонарушений в области охраны и рационального использования земель не является исчерпывающим. Иные виды правонарушений могут закрепляться в законах субъектов Российской Федерации. Некоторые из таковых укажем в следующем параграфе на примере города Москвы.

Рассмотрим подробнее земельные правонарушения на примере предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ правонарушения – самовольного занятия земельного участка. Объектом этого правонарушения являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности. Предмет – земельные участки, которые согласно ст. 130 ГК РФ относятся к недвижимому имуществу (недвижимости). Отметим, что ст. 261 ГК РФ содержит характеристики земельного участка как объекта права собственности.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении противоправных действий, так как самовольное занятие земельного участка выражается в активных действиях по установлению фактического владения и пользования земельным участком, использованию земельного участка без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

К правоустанавливающим документам на земельный участок относятся копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, и иные документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают предоставление земельного участка. Небезынтересным в этой связи является следующий пример из судебной практики.

ООО обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Службе земельного кадастра по г. Казани о признании недействительным Постановления N 214 от 06.12.2002. Решением первой инстанции заявление удовлетворено. Постановлением апелляционной инстанции решение отменено. Как следует из материалов дела, 05.12.2002 Службой земельного кадастра по г. Казани был составлен Протокол N 118 об использовании ООО земельного участка без правоустанавливающих документов. На основании протокола Службой земельного кадастра по г. Казани 06.12.2002 было вынесено постановление о привлечении ООО к административной ответственности в соответствии со статьей 7.1 КоАП виде штрафа в размере 10 тыс. руб. за использование земельного участка без правоустанавливающих документов.

Арбитражный суд первой инстанции заявление ООО удовлетворил, придя к выводу, что согласно статье 46 ЗК РФ и статье 421 ГК РФ после истечения срока действия договора при отсутствии возражений арендодателя договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. Арбитражный суд апелляционной инстанции в удовлетворении заявления ООО отказал, установив, что материалы дела не содержат доказательств выполнения сторонами договора условий по регистрации. В силу пункта 2 статьи 651 ГК РФ договор аренды земли со сроком действия более года подлежит государственной регистрации. Срок действия договора аренды N 4235 от 25.10.2000 был установлен сторонами до 09.11.2002, следовательно, в силу указанной нормы ГК РФ договор подлежал государственной регистрации, однако отсутствие таковой указывает на его незаключение. При таких обстоятельствах использование ООО земельного участка площадью 0,483 га осуществлялось в нарушение требований земельного законодательства РФ.

Субъектами данного правонарушения могут быть граждане и юридические лица, самовольно занявшие земельный участок и не имеющие правоустанавливающих документов на земельный участок, а также должностные лица.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла, что можно подтвердить еще одним примером из практики ФАС Поволжского округа.

Индивидуальный предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Территориальному отделу Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по г. Казани Республики Татарстан о признании незаконным Постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП. Решением Арбитражного суда Республики Татарстан заявленные требования удовлетворены, производство по делу прекращено. Данное решение суд обосновал отсутствием в действиях заявителя умысла и вины в совершении административного правонарушения. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ответчик просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт по делу. Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятого по делу решения, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения плановых проверок по использованию земель без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов в 2006 г. по городу Казани ответчиком установлено отсутствие документов на земельный участок, которым пользуется заявитель.

Ответчиком составлен акт и протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП, и принято Постановление, в соответствии с которым заявитель признан виновным в совершении указанного административного правонарушения и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2000 руб.

Арбитражный суд Республики Татарстан, признавая незаконным и отменяя Постановление, сделал вывод о том, что до выявления факта совершения административного правонарушения и возбуждения административного производства заявитель принимал меры для получения правоустанавливающих документов и в его действиях отсутствует вина в совершении административного правонарушения. Кассационная инстанция эти выводы признает законными в силу статей 1.5, 2.1 КоАП.

Судом установлено, что заявителем со Службой земельного кадастра по г. Казани заключен договор об аренде земельного участка.

В Службу земельного кадастра по г. Казани индивидуальным предпринимателем было подано заявление о предоставлении земельного участка, занимаемого объектом недвижимости, для заключения либо продления заключенного договора аренды.

Начальником Управления дан ответ, что до настоящего времени вопрос о предоставлении земельного участка не решен. Таким образом, в действиях заявителя отсутствует вина в совершении административного правонарушения, так как им предприняты все зависящие от него меры по оформлению земельного участка в соответствии с действующим законодательством. При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы. На основании изложенного Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил решение Арбитражного суда Республики Татарстан оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Размеры штрафов за нарушения земельного законодательства многократно увеличены

09 марта 2015 года на официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 08.03.2015 № 46-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” (номер опубликования – 0001201503090030).
Изменения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в первую очередь затронули размеры административных штрафов, которые накладываются за совершение различных правонарушений (в новой редакции изложен абзац первый части 1 статьи 3.5 КоАП РФ), при этом предусмотрено исчисление штрафа в величине, кратной кадастровой стоимости земельного участка (пункт 10 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ).
В части 1 статьи 4.5 перечень отраслей законодательства, сроки давности рассмотрения дел о нарушении норм которых могут составлять один год, дополнен законодательством о геодезии и картографии и о наименовании географических объектов.

Статья 7.1. КоАП РФ изложена в новой редакции, которая более детально регламентирует состав административного правонарушения:

“Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации
прав на указанный земельный участок”
Таким образом, законодатель прямо указывает на то, что состав правонарушения, в том числе, образует самовольное занятие части земельного участка. Кроме того, формулировка “использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности” заменена на более общую “лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок”.
Кардинально изменяется и подход к исчислению штрафов за данное административное правонарушение и, в тех случаях, когда определена кадастровая стоимость земельного участка (ЗУ), размеры штрафа составляют:

  • для граждан – от 1 до 1,5% от кадастровой стоимости, но не менее 5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 1,5 до 2% от кадастровой стоимости ЗУ, но не менее 20 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 2 до 3% от кадастровой стоимости ЗУ, но не менее 100 тысяч рублей.

Если же кадастровая стоимость ЗУ не определена:

  • от 5 до 10 тысяч рублей;
  • от 20 до 50 тысяч рублей;
  • от 100 до 200 тысяч рублей соответственно.

При этом индивидуальные предприниматели для целей настоящей статьи приравниваются к юридическим лицам.
В случае самовольного занятия части ЗУ административный штраф в размере от кадастровой стоимости исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части ЗУ.

Внесены изменения в статью 7.2. КоАП РФ, предусматривающей ответственность за уничтожение или повреждение специальных знаков.
Так, часть первая данной статьи, ранее устанавливавшая ответственность за уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков, декриминализирована и исключена из диспозиции статьи.
Часть 3 данной статьи изложена в новой редакции и теперь устанавливает ответственность за
“Уничтожение, повреждение или снос пунктов государственных геодезических сетей, пунктов геодезических сетей специального назначения либо стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением, входящих в государственную наблюдательную сеть, либо нарушение режима охранной зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнение”
Совершение данного правонарушения влечет за собой наложение административного штрафа:

  • на граждан – от 5 до 10 тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от 10 до 50 тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от 50 до 200 тысяч рублей.

За неуведомление уполномоченного органа власти об уничтожении вышеуказанных пунктов и знаков (перечисленных в части 3 данной статьи), теперь устанавливается ответственность в виде предупреждения или административного штрафа в размере от 1 до 5 тысяч рублей (часть 4 статьи 7.2. КоАП РФ).
Увеличены размеры административных штрафов за самовольное занятие лесных участков (статья 7.9. КоАП РФ), которые теперь составляют:

  • для граждан – от 20 до 50 тысяч рублей;
  • для должностных лиц от 50 до 100 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 200 до 300 тысяч рублей.

Также измененена диспозиция статьи 7.34. КоАП РФ, ранее устанавливавшая ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
В новой редакции статьи, состав административного правонарушения образует:
“Использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность”
За совершение данного административного правонарушения предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от 20 до 100 тысяч рублей.
Увеличены размеры штрафов и за такое административное правонарушение, как “невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв” (статья 8.7. КоАП РФ), которые будут составлять:

  • для граждан – от 20 до 50 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 50 до 100 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 400 до 700 тысяч рублей.

В новой редакции изложил законодатель и диспозицию части 1 статьи 8.8. КоАП РФ, которая теперь устанавливает ответственность за “использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием” и влечет за собой применение административного наказания в виде штрафов:

  • для граждан – от 0,3 до 0,5% от кадастровой стоимости ЗУ, но не менее 3 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 0,5 до 1,5% от кадастровой стоимости ЗУ, но не менее 50 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 2 до 10% от кадастровой стоимости ЗУ, но не менее 200 тысяч рублей.

При этом для состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ установлены пороговые значения штрафов:

  • не более 100 тысяч рублей – для граждан;
  • не более 300 тысяч рублей – для должностных лиц;
  • не более 700 тысяч рублей – для юридических лиц.

Бездействие, которое выражается в неиспользовании земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ, для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с таким производством деятельности (в течение срока установленного федеральным законом) теперь образует состав правонарушения, установленный частью 2 статьи 8.8. КоАП РФ. Размер штрафных санкций за данное правонарушение также исчисляется в % от кадастровой стоимости в размерах, аналогичных установленным в части 1 статьи 8.8.
За неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, предусмотрено наложение административных штрафов в существенно большем размере:

  • для граждан – от 1 до 1,5% от кадастровой стоимости ЗУ, или от 20 до 50 тысяч рублей (если кадастровая стоимость ЗУ не определена);
  • для должностных лиц – от 1,5 до 2% от кадастровой стоимости ЗУ, или от 50 до 100 тысяч рублей соответственно;
  • для юридических лиц – от 3 до 5% от кадастровой стоимости ЗУ, или от 400 до 700 тысяч рублей соответственно.

Пунктом 4 статьи 8.8. КоАП РФ предусмотрен состав административного правонарушения в виде невыполнения или несвоевременного выполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, за которое может быть наложен административный штраф:

  • на граждан – от 20 до 50 тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от 100 до 200 тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от 200 до 400 тысяч рублей.

Также многократно (в 10 раз) увеличен административный штраф за нарушение порядка предоставления гражданам и юридическим лицам лесов для их использования, размер которого теперь составляет от 20 до 30 тысяч рублей (статья 8.24. КоАП РФ).
Законом устанавливаются специальные нормы об ответственности за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства (части 25 и 25 статьи 19.5 КоАП РФ).
Если подобные действия совершены впервые, то размер административного штрафа составит:

  • для граждан – от 10 до 20 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 30 до 50 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 100 до 200 тысяч рублей.

При повторном нарушении, размеры штрафов кратно возрастают:

  • для граждан – от 30 до 50 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 70 до 100 тысяч рублей (или дисквалификация на срок до 3-х лет);
  • для юридических лиц – от 200 до 300 тысяч рублей.

Кроме того, законом внесены и иные изменения в КоАП РФ, как направленные на реализацию вышеуказанных норм, так и корректирующие размеры административного наказания для иных составов административных правонарушений.
Следует отметить, что изменения, внесенные в КоАП РФ настоящим законом, радикальным образом меняют подходы к ответственности за правонарушения в сфере землепользования, которые за большинство правонарушений возрастают в 10 и более раз.
Также многократно возрастает ответственность за неисполнение предписаний должностных лиц федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор.
Так, размер штрафа за неисполнение соответствующего предписания для граждан составлял от 300 до 500 рублей (без увеличения за неоднократное нарушение), теперь же минимальное значение штрафа – 10 тысяч рублей, максимальное – 50 тысяч рублей (за повторное нарушение). Таким образом, минимальный размер штрафа увеличен более чем в 33 раза, максимальный – в 100 раз .
Отдельного срока вступления изменений в силу настоящим законом не установлено, то есть он вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования.

С текстом закона можно ознакомиться по ссылке.

Статья 74. Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения

1. Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

2. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Комментарий к Ст. 74 ЗК РФ

1. Согласно КоАП, вступившему в действие с 1 июля 2002 г., административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступает, если нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим уголовным законодательством (УК) уголовной ответственности.

КоАП предусматривается административная ответственность за правонарушения в сфере охраны и использования земли:

— в области охраны собственности — самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1); уничтожение межевых знаков (ст. 7.2); пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ст. 7.3); самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий (ст. 7.6); самовольное занятие лесного участка, самовольная переуступка права пользования землей, недрами, лесным участком (ст. ст. 7.9, 7.10) и др.;

— в области охраны окружающей среды и природопользования — несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1); нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4); сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5);

— нарушение требований по охране и рациональному использованию недр и гидроминеральных ресурсов, нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. ст. 8.9 — 8.11);

— нарушение правил охраны водных объектов, правил водопользования, правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (ст. ст. 8.13 — 8.15);

— нарушение правил охраны атмосферного воздуха, выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. ст. 8.21 и 8.22);

— нарушение правил лесопользования, правил осуществления побочного лесопользования, незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев и кустарников, нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. ст. 8.25 — 8.28, 8.31);

— уничтожение мест обитания животных, нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных, уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. ст. 8.29, 8.33, 8.35, 8.38);

— порча сельскохозяйственных и других земель (ст. 8.6); невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7); использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8) и др.

Постановлением ФАС Московского округа по делу N КА-А40/3172-03 ЗАО «В» правомерно отказано в удовлетворении жалобы.

Было установлено, что ЗАО «В» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании постановления Московского земельного комитета о назначении административного наказания.

Не отрицая факта использования земельного участка не по назначению, а именно в целях реконструкции АЗС, заявитель указал на то обстоятельство, что документы по внесению изменений целевого использования части земельного участка находятся на согласовании. Согласно ст. 42 ЗК собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, к которым относится заявитель (арендатор земельного участка), обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенными к использованию способами. Таким образом, пользование земельным участком в соответствии с целевым назначением предполагает фактическое использование участка в целях, установленных при его предоставлении.

Доводы заявителя жалобы о том, что реконструкция АЗС производится во исполнение Постановления Правительства Москвы «О неотложных мерах по ускоренному развитию сети автозаправочных станций в г. Москве и улучшению обеспечения моторным топливом автотранспортных средств» и заключенного инвестиционного контракта на реконструкцию автозаправочной станции N 140 г. Москвы с установлением на нее имущественных прав, зарегистрированного Комитетом по управлению имуществом г. Москвы, не могут служить основанием для освобождения от административной ответственности и обязанности внесения изменений в договор аренды земельного участка. При таких обстоятельствах ЗАО «В» правомерно привлечено к административной ответственности за нецелевое использование земельного участка, а потому оснований к отмене судебного акта нет.

ФАС Московского округа (Постановление по делу N КА-А40/3217-03) установил, что ОАО «О» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заместителя главного государственного инспектора г. Москвы по использованию и охране земель о привлечении ОАО «О» к административной ответственности (с наложением штрафа) по ст. 8.8 КоАП за использование земли не по целевому назначению и предписания о прекращении нарушения земельного законодательства.

По мнению заявителя, согласно ст. ст. 7 и 85 ЗК использование земельного участка для подъезда и остановки автотранспорта не нарушает целевое использование участка, находящегося в зоне природо-производственного назначения. Заявитель считает, что акты осмотра и обмера используемого заявителем участка проведены с нарушением требований ст. ст. 26.8, 27.8 КоАП, в связи с чем не могут доказывать факт нарушения.

Установлено, что на основании договора аренды земельного участка ОАО «О» был предоставлен земельный участок для эксплуатации зданий и сооружений с целью изготовления оборудования для строительной индустрии и приведенное описание целей использования участка является окончательным. Однако при проведении проверки соблюдения требований земельного законодательства, оформленной протоколом, актом обследования земельного участка, было установлено, что на территории земельного участка ОАО «О» находилась стоянка автомобилей, т.е. участок использовался не по целевому назначению.

Согласно ст. 8.8 КоАП нарушением, влекущим наложение штрафа на юридических лиц, является использование земель не по целевому назначению. В связи с этим, правильно применив указанные в судебных актах нормы права, в том числе ч. 3 ст. 26.2, ч. 2 ст. 27.8 КоАП, ст. ст. 7, 42, 85 ЗК, арбитражный суд правомерно и обоснованно отказал ОАО «О» в удовлетворении заявленного требования.

По другому делу (Постановление по делу N А56-29847/02) ФАС Северо-Западного округа установил, что протоколом об административном правонарушении был зафиксирован факт самовольного занятия ЗАО «Э» земельного участка, выразившегося в установке на данном участке двух морских контейнеров, строительного вагончика и металлического ящика, которые использовались для административно-бытовых и складских целей. Правоустанавливающие документы на указанную территорию отсутствовали.

Постановлением заместителя госземинспектора ЗАО «Э» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, выразившегося в самовольном занятии земельного участка площадью 46,5 кв. м, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа.

Суд пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое постановление вынесено полномочным административным органом. В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч. 2 указанной статьи эти данные устанавливаются, в частности, протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.

В материалах дела имеется полученное инспектором объяснение представителя ЗАО «Э», в котором названное лицо признает факт использования четырех объектов, находящихся на спорном земельном участке, для производственной деятельности общества, административных и складских целей, а также указывает на то, что правоустанавливающие документы на земельный участок под данными объектами находятся в стадии оформления.

Ряд земельных правонарушений находится в других главах КоАП — например, об административных правонарушениях в промышленности, строительстве и энергетике, в сельском хозяйстве, ветеринарии, мелиорации земель и др.

Привлечение к административной ответственности осуществляется в порядке, установленном административным законодательством.

Постановлением ФАС Московского округа N КА-А40/65-03 установлено, что постановлением земельной административной комиссии Москомзема Научно-исследовательская проектно-производственная ассоциация «Н» признана виновной в нарушении земельного законодательства, выразившемся в неосвоении более двух лет предоставленного по распоряжению префекта земельного участка.

Этим постановлением ассоциация привлечена к административной ответственности, и в соответствии с распоряжением мэра Москвы от 21 мая 1993 г. N 336-РМ «О повышении ответственности за несоблюдение сроков строительства и реконструкции объектов при освоении земельных участков в г. Москве» на нее наложено взыскание в виде штрафа.

Согласно ст. 1.1 КоАП РФ административное законодательство состоит из федеральных законов и законов субъектов РФ. Распоряжение мэра Москвы от 21 мая 1993 г. N 336-РМ является подзаконным актом субъекта РФ и не входит в систему административного законодательства.

Таким образом, предусмотренная этим распоряжением мера административного наказания не подлежит применению, поскольку такая ответственность отсутствует в КоАП и в законе субъекта РФ. КоАП не предусмотрел ответственность за нарушение сроков освоения земельного участка.

Лица, виновные в совершении преступлений, т.е. общественно опасных деяний, запрещенных УК под угрозой наказания, несут уголовную ответственность.

Уголовный кодекс значительно усилил ответственность за экологические общественно опасные правонарушения — преступления; введена специальная гл. 26 «Экологические преступления», норм стало больше, увеличился и максимальный размер наказаний, что свидетельствует об изменении общественных взглядов на степень общественной опасности этих деяний, о критической оценке современного состояния земельного, экологического правопорядка.

В УК предусматриваются преступления, связанные с земельными и иными экологическими отношениями:

— нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ), нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ), нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248 УК РФ);

— нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ), загрязнение вод (ст. 250 УК РФ), загрязнение атмосферы (ст. 251 УК РФ), загрязнение морской среды (ст. 252 УК РФ), нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253 УК РФ);

— незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256 УК РФ), нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257 УК РФ), незаконная охота (ст. 258 УК РФ), уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259 УК РФ), незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260 УК РФ), уничтожение или повреждение лесов (ст. 261 УК РФ), нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ) и др.

Примером нормы, связанной с посягательством на землю — главный природный ресурс, является ст. 254 УК РФ «Порча земли» УК. Согласно ее положениям отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной либо иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, наказываются штрафом, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо исправительными работами.

Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет .
———————————
См.: Дубовик О.Л. Экологические преступления. М.: Спарк, 1998; Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Э.Н. Ренова. М., 2002; Духно Н.А., Чубуков Г.В. Земельный правопорядок и ответственность. М., 1999; Практическое пособие для экологической милиции. М.: Юристъ, 2003.

Привлечение к административной или уголовной ответственности за земельные правонарушения должно осуществляться в строгом соответствии с законодательством.

Решением Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-10718/04 суд удовлетворил заявление о признании недействительным ненормативного акта о привлечении к ответственности за использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, так как был нарушен порядок привлечения лица к ответственности, протокол о совершении правонарушения составлен с нарушением законодательства, интересы лица, привлекаемого к ответственности, представляло неуполномоченное лицо.

2. Согласно п. 1 ст. 77 «Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде» ФЗ «Об охране окружающей среды» причиненный вред возмещается в полном объеме в соответствии с законодательством. Одним из примеров этого законодательства РФ служит п. 2 комментируемой статьи. Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями, в том числе административными проступками и преступлениями, предусматривается в ст. 76 ЗК.

Административная ответственность за земельные правонарушения.

Административная ответственность (ст. 74 ЗК РФ) применяется к таким административным земельным правонарушениям, которые по степени своей опасности не требуют применения уголовного законодательства.

Действующее сейчас законодательство предусматривает привлечение к административной ответственности не только граждан и должных лиц, но и юридических лиц.

Перечень административных земельных правонарушений дается в административном и земельном законодательстве, в котором указаны и санкции за их совершения.

Размеры денежных штрафов, которые налагаются на виновных за совершение земельных правонарушений, в связи с происходящей в России ежемесячной инфляцией устанавливаются в кратном отношении к минимальной оплате труда, действующей в Российской Федерации на момент совершения правонарушения.

От вида земельного правонарушения зависит, кто налагает штраф на правонарушителя. ответственность земельный правонарушение преступление

Органы государственного контроля за использованием и охраной земель в соответствии со своей компетенцией налагают штрафы за нарушение земельного законодательства в административном порядке в двухмесячный срок со дня обнаружения правонарушения. А в отдельных случаях – не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения.

Дела об административных правонарушениях земельного законодательства рассматриваются комиссиями специально уполномоченных органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель в соответствии с законодательством об административных нарушениях, а также государственными инспекторами по использованию и охране земель и должностными лицами этих органов согласно их компетенции.

При неуплате штрафа в 15-дневный срок взимание денежных средств в размере суммы штрафа с юридических лиц производится в бесспорном порядке на основании постановления должностных лиц или комиссий специально уполномоченных органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель. Взыскание денежных штрафов с иностранных и международных организаций, предпринимателей без образования юридического лица, должностных лиц и граждан производится на основании решения суда или арбитражного суда.

Административная ответственность за земельные правонарушения характеризуется следующим:

субъектами этого вида ответственности могут быть любые лица, которые в соответствии с законом признаны виновными в совершении административно-земельного проступка (ст. 2.2-24 КоАП РФ).

При этом закон подходит дифференцированно к должностным лицам, устанавливая для них повышенную ответственность по сравнению с обычными гражданами (ст. 2.4 КоАП РФ);

эта ответственность выражается в конкретно определенных составах административных проступков;

по общему правилу к административной ответственности виновные привлекаются в любое время независимо от того, в рабочее или во внерабочее время они совершили правонарушение. Исключение составляют случаи запрещения и ограничения движения на отдельных дорогах в периоды, когда движение по ним угрожает безопасности движения – периоды весенней распутицы, ослабления дорожного полотна и т.п., т.е. нарушение наказуемо только в том случае, если оно совершено в указанный в законе период;

административные наказания применяются только теми должностными лицами и государственными органами, которые оговорены в законе. Как правило, наказываемые виновные лица не находятся в служебной подчиненности от наказывающих должностных лиц, т.е. административная ответственность носит вневедомственный характер.

Применение уполномоченными на то органами и должностными лицами мер административного воздействия производится в пределах их компетенции, в точном соответствии с законодательством.

ЗК РФ устанавливает административную ответственность за нарушение земельного законодательства. Так, лица, виновные в нарушении земельного законодательства, могут быть подвергнуты должностными лицами специально уполномоченных органов государственной власти по контролю за использованием и охраной земель административному взысканию в виде предупреждения или штрафа в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Наложение штрафов и других административных взысканий не освобождает лиц, на которых они наложены, от устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного ущерба.

Административная ответственность применяется в соответствии с определенным законом процессуальным порядком: нарушение земельного законодательства протоколируется уполномоченным на то должностным лицом; собираются необходимые доказательства; к участию в рассмотрении дела привлекаются лица, допускаемые административным процессуальным правом; административные дела рассматриваются в месте, в сроки и в порядке, определенных законом; ход рассмотрения дела протоколируется; наказание оформляется постановлением, которое доводится до наказанного в установленном порядке, может быть обжаловано с соблюдением установленных правил.

Административная ответственность за нарушения земельного законодательства носит смешанный диспозитивно-императивный характер; факт совершения нарушения фиксируется в установленном законом порядке, что влечет за собой принятие решения по делу. Однако при малозначительности проступка или при возможности исправления нарушителя другими методами административная ответственность может не применяться.

Административную ответственность за нарушения земельного законодательства можно классифицировать по следующим видам:

нарушения экономического характера: самовольное занятие земли; несвоевременный возврат временно занимаемых земельных участков; отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства и др.;

нарушения экологического характера: порча и уничтожение плодородного слоя почвы; проведение мелиоративных и других работ, отрицательно влияющих на состояние земель; невыполнение обязательных противоэрозионных мероприятий и т.п.;

нарушения, связанные с землей, т.е. в части объектов, представляющих собой постоянную или временную недвижимость, связанную с землей: самовольное возведение хозяйственных и бытовых строений; повреждение насаждений;

Юридические лица и граждане обязаны возместить в полном объему вред и убытки, причиненные ими в результате нарушения земельного законодательства. Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, владельцам, пользователям и арендаторам без возмещения затрат, произведенных нарушителями земельного законодательства за время незаконного пользования этими земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Приведение земельных участков при их захламлении, других видах порчи, в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений и сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков проводятся юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных нарушениях, за их счет.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществляющим постройку на не принадлежащем ему земельном участке при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку, либо за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка;

нарушения правил использования земель; непринятие мер борьбы с сорняками; нарушение правил благоустройства поселений; нарушение правил содержания дорог и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9253 – | 7275 – или читать все.

188.163.64.23 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Административная ответственность за правонарушения ЗК РФ

Наша семья столкнулась с проблемой, связанной с оформлением земли. Чтобы продать участок, мы обратились к профессионалам для проведения межевания. Сэкономили и получили соответствующий результат. Обособление границ, как оказалось, было проведено неправильно.

Территориально был захвачен небольшой кусок участка, который относится к хозяйственному государственному объекту. Если не сможем доказать, что компания оказалась непрофессиональной, придется нести административную ответственность за земельные правонарушения. В данной статье я хочу полностью освятить эту тему. Представлю ответы на такие вопросы, как:

  • Понятие общей административной ответственности;
  • Категории нарушений земельного законодательства;
  • Объекты земельных правоотношений и субъекты;
  • Права и обязанности владеющих наделами;
  • Основные виды санкций;
  • Когда наступает уголовная ответственность.

Общее понятие административных наказаний

Административная ответственность присуждается нарушителю при совершении не соответствующих закону действий в сфере охраны земельной территории и ее использования.

Охрана территорий – это эффективная защита почвенного грунта от разрушительной эрозии, наводнения селями, заболачивания и порчи грунта вредными загрязнениями. Неграмотная и нерациональная эксплуатация – задействование участка в целях, не соответствующих установленным современным законодательством.

Право стандартной собственности на землю тщательно охраняется государственными структурами. При нарушении установленных правил назначается три вида ответственности:

  1. Уголовная.
  2. Дисциплинарная.
  3. Административная.

Если в ряде нарушений устанавливается официальная административная ответственность, виновному назначается штраф или арест.

Данный вариант ответственности за грубое нарушение установленных законом земельных правонарушений может быть выражен в большом количестве форм. Степень ответственности зависит от таких важных параметров, как объект посягательства и общий уровень тяжести и сложности нарушения.

Виды нарушений законодательства

Административный уровень ответственности, положенный за пренебрежение правилами современного земельного кодекса, определяется и регулируется властями РФ. Это эффективная мера, предназначенная для прекращения таких нарушений:

  • Посягательство на землю, являющуюся природным или государственным хозяйственным охраняемым объектом;
  • Пренебрежение установленными законом правилами и требованиями, в соответствии с которыми требуется использовать наделы;
  • Пренебрежение правовыми отношениями, что касаются участков;
  • Нарушение общего порядка использования территории и сбой в управлении выданными в распоряжение участками.

К последнему пункту стоит отнести несвоевременное изучение составленных заявлений или отсутствие рассмотрения, нецелевое использование надела, нарушение общего установленного порядка регистрации территории.

Если закон нарушает физическое лицо, на него возлагается административная ответственность. Если правилами пренебрегает юридическое лицо, присуждается уже дисциплинарная ответственность.

Объекты и субъекты правоотношений

Перед тем как разобрать конкретные правонарушения, следует обратить пристальное внимание, какие существуют объекты и субъекты в правовых отношениях данной сферы деятельности.

Согласно ст. 5 ЗК РФ, официальными участниками земельных правоотношений могут быть юридические и физические лица. К юридическим лицам можно отнести разные муниципальные образования, а также регионы РФ. Что касается субъектов правовых отношений, то здесь можно отметить:

  1. Пользователи земельного участка – люди, которые владеют наделами на основе договора по безвозмездному или постоянному пользованию.
  2. Официальные собственники – владеющие участками.
  3. Прямые землевладельцы – те, кто наследует владения.
  4. Люди, имеющие сервитут – лица, которые имеют право пользоваться земельным наделом в ограниченном порядке. К данной категории можно отнести арендаторов и прямых правообладателей участков, что являются официальными субъектами отношений в данной сфере.

Объекты правоотношений – это земельные территории или определенные их части.

Права и обязанности владельцев

Чтобы понять, как регулируются земельные правоотношения, стоит изучить права и обязанности основных субъектов современных правоотношений. Современный собственник надела имеет право на такие манипуляции, как:

  • Строительство жилых строений, производственных объектов, культурных и прочих сооружений на собственной территории;
  • Задействование земельного участка для личных нужд и целей, но в порядке, установленном законодательством;
  • Осуществление оросительных, благоприятных осушительных, мелиоративных операций с территориями;
  • Проведение посевных и посадочных работ разных культур.

Наряду с правами у каждого землевладельца есть определенные обязанности. Они регулируются ст. 42. К самым главным из них можно отнести:

  1. Перечисление платежей за использование участка.
  2. Осуществление мероприятий, связанных с охраной земельных наделов.
  3. Использование надела в соответствии с поставленными с личными нуждами и целями.
  4. Охрана территории от порчи химикатами и оборудованием, истощение, деградация покрова и загрязнения.

Невыполнение перечисленных обязанностей в состоянии привести к административно-правовой законной ответственности.

Основные виды санкций

По административной ответственности предусмотрено два вида санкций – предупреждение и денежное взыскание. Арест в подобном случае не является эффективной мерой воздействия.

Предупреждение – это минимально возможная санкция. Должностное лицо или ответственный сотрудник информирует нарушителя относительно несоблюдения установленного закона. Выдается официальное требование, направленное на прекращение нарушения закона и установленных нормативов.

Что касается штрафа, то это достаточно серьезная и строгая мера воздействия. Если человек виновен, проводится судебное заседание, на котором назначается штраф.
Стоит изучить основные виды и категории нарушений в процессе задействования участков. Чтобы понять, за что может быть назначена административная ответственность.

Нарушение установленных границ

Сюда относится нарушение, напрямую связанное с самовольным незаконным занятием и эксплуатации территории. К этой же категории можно отнести использование участка без оформления специальных официальных бумаг.

Подобное правонарушение прописывается в документах специальным названием – грубое нарушение установленных межевых границ. Владелец может преступить закон не только умышленно, но случайно. Наказанием в данном случае будет денежная санкция или предупреждение. Это регулируется ст. 7.2 КоАП.

Незаконное задействование земельного фонда

В ст. 7.8 КоАП прописана ответственность за незаконное присутствие на земле и использование определенной территории надела. Сюда также напрямую относятся участки санитарной охраны, полосы в региональных водных объектов и территории водоохранной зоны.

Данное нарушение наказывается намного более серьезно, чем проблемы с межеванием. Если человек не просто незаконно занял лесную территорию, но произвел на ней определенные действия – вырубка деревьев и возведение построек – ему может грозить уголовная ответственность.

Нарушение в области охраны природы

Правонарушения, связанные с экологией, прописаны в ст. 8.6. Сюда относятся такие нарушения, как:

  1. Уничтожение надела.
  2. Незаконное снятие верхнего слоя почвенного покрова.
  3. Химическое отравление грунта пестицидами или агрохимикатами.
  4. Нарушение уровня плодородности.

Данные преступления напрямую вредят установленной экологии, соответственно санкции здесь предусмотрены более серьезные, чем те, что положены за незначительное нарушение установленных межеванием границ. Нарушителя в подобной ситуации заставят платить штраф и обязуют провести мероприятия по восстановлению.

Нарушения с использованием транспорта

Административная ответственность присуждается нарушителям ЗК РФ при совершении незаконных противоправных действий, осуществленных на современных средствах передвижения и на оборудовании. Сюда можно отнести следующие нарушения:

  • Покос травы;
  • Вспашка земельного покрова;
  • Вырубка насаждений и их повреждение;
  • Вываливание мусора на территориях, не предназначенных для этой цели;
  • Снятие верхнего слоя почвенного дерна и выемка грунта;
  • Спуск вредных, грязных сточных или мелиоративных вод в чистые реки и иные несогласованные, но защищенные государством места;
  • Установка рекламных банеров и указателей без оформления предварительного разрешения;
  • Незаконная прокладка коммуникаций.

Подобные мероприятия проводятся при помощи транспорта и иного оборудования, на основании чего определены в отдельную главу.

Нарушение порядка в установлении земельных отношений

Административная ответственность грозит нарушителям при неправильном оформлении и заполнении положенных земельных документов или несвоевременной подаче соответствующих заявлений. Сюда же можно отнести несоблюдение общего порядка при осуществлении регистрации права собственности и владения недвижимостью.

Когда грозит уголовное наказание?

Административный уровень законной ответственности задействуется при совершении «легких» нарушений. При грубом нарушении установленных в государстве законов, касающихся земельного права назначается уголовная ответственность.

Подобный вариант воздействия положен также при наличии обнаруженных отягчающих факторов. Если определенное нарушение прав повлекло бедствие в области экологии или ЧС, санкции на нарушителя будут строится на основании уголовного права.


Административная ответственность за нарушение порядка предоставления земельных участков

Дата публикации: 10.04.2020 2020-04-10

Статья просмотрена: 166 раз

Библиографическое описание:

Белова Е. В. Административная ответственность за нарушение порядка предоставления земельных участков // Молодой ученый. — 2020. — №15. — С. 90-92. — URL https://moluch.ru/archive/253/57967/ (дата обращения: 18.10.2019).

С момента вступления в силу Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Российской Федерации начал применяться новый порядок образования земельных участков из земель государственной и муниципальной собственности и их предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков.

Нововведения позволили сделать более понятной и открытой процедуру предоставления земельных участков в аренду и в собственность, установили четкую регламентацию действий уполномоченных органов в зависимости от категорий лиц, обращающихся за предоставлением земельных участков, а также в зависимости от целей использования испрашиваемых земельных участков и видов заявляемых прав на них.

Кроме того, в новой редакции Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) законодателем установлены конкретные сроки совершения органом, уполномоченным на предоставление земельных участков, отдельных действий, предусмотренных порядком, при рассмотрении заявлений о предоставлении земельных участков, а также исключительные перечни оснований, при наличии которых могут приниматься решения об отказе в утверждении схем расположения земельных участков либо об отказе в предоставлении земельных участков. Указанное способствует исключению злоупотреблений со стороны органов местного самоуправления.

Нарушение порядка предоставления земельных участков влечет для должностных лиц органов местного самоуправления административную ответственность, предусмотренную статьей 19.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Принятие решений о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.9 КоАП РФ, в силу части 1 статьи 28.4 КоАП РФ относится к исключительной компетенции органов прокуратуры Российской Федерации, которые осуществляют надзор в том числе за исполнением органами местного самоуправления законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина [2].

Так, статьей 39.16 ЗК РФ определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов [1]. Указанный перечень содержит 26 оснований для отказа в предоставлении земельных участков.

Принятие должностным лицом органа местного самоуправления решения об отказе в удовлетворении заявления гражданина или юридического лица о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка по не предусмотренным статьей 39.16 ЗК РФ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.9 КоАП РФ.

В свою очередь, удовлетворение должностным лицом органа местного самоуправления заявления гражданина или юридического лица о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, при наличии оснований для отказа в его предоставлении, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.9 КоАП РФ.

Органами прокуратуры Российской Федерации на практике также реализуются полномочия по привлечению лиц, допускающих нарушение таких сроков, к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.9 КоАП РФ

Так, статьей 39.17 ЗК РФ для рассмотрения уполномоченным органом местного самоуправления заявления о предоставлении земельного участка установлен тридцатидневный срок со дня поступления такого заявления.

В данном случае законодателем установлен общий срок рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков и нарушение должностным лицом органа местного самоуправления такого срока влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.9 КоАП РФ.

Поскольку в населенных пунктах сельской местности граждане заинтересованы в основном в получении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, садоводства особо актуальной в настоящее время для муниципальных районов является процедура рассмотрения заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков и о предоставлении земельных участков, предусмотренная статьей 39.18 ЗК РФ, которой установлены особенности предоставления таких земельных участков, включающие ряд строго определенных процедур и сроков их совершения.

Инициирование процедуры предварительного согласования или предоставления земельного участка для указанных целей носит заявительный характер.

Законодателем определено, что в случае поступления от гражданина заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства уполномоченный орган местного самоуправления, при отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка, в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления такого заявления, обеспечивает опубликование в установленном законом порядке извещения о предоставлении испрашиваемого гражданином земельного участка для соответствующих целей, а также размещает указанное извещение на сайте органа местного самоуправления и на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов [1].

Указанные предусмотренные законодательством действия органа местного самоуправления направлены на выявление иных лиц, которые также могут быть заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый заявителем земельный участок.

Таким лицам пунктом 4 статьи 39.18 ЗК РФ предоставлено право подавать заявления о намерении участвовать в аукционе в отношении земельного участка, указанного в опубликованном извещении.

Если в течение тридцати дней со дня опубликования извещения иные лица изъявили намерение участвовать в аукционе в отношении указанного в извещении земельного участка и подали соответствующие заявления, то в таком случае уполномоченный орган местного самоуправления обязан в недельный срок со дня поступления этих заявлений принять одно из следующих решений:

оказать в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

отказать в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка [1].

В данном случае, то есть в случае поступления заявлений иных лиц о намерении участвовать в аукционе в отношении земельного участка, указанного в извещении, пунктом 7 статьи 39.18 ЗК РФ определен конкретный срок совершения уполномоченным органом одного из вышеуказанных действий, а именно установлено, что данные действия должны быть совершены в недельный срок со дня поступления заявлений иных лиц.

При рассмотрении органами прокуратуры вопроса о возможном наличии в действиях уполномоченного органа местного самоуправления состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.9 КоАП РФ, в связи с нарушением им недельного срока, установленного пунктом 7 статьи 39.18 ЗК РФ, установление даты совершения такого административного правонарушения не вызывает сомнений, поскольку срок, определенный данный пунктом ЗК РФ, регламентирован ясно — недельный срок.

Также имеют место также случаи, когда после размещения извещений о возможном предоставлении земельных участков, испрашиваемых заявителями в порядке статьи 39.18 ЗК РФ, заявлений от иных лиц о предоставлении таких земельных участков не поступает.

Для таких случаев пунктом 5 статьи 39.18 ЗК РФ предусмотрено, что если по истечении 30 дней со дня опубликования извещения заявлений от иных лиц о намерении участвовать в аукционе не поступило, уполномоченный орган местного самоуправления совершает одно из следующих действий:

принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»), и направляет указанное решение заявителю;

осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка, их подписание и направление заявителю в случае, если не требуется образование или уточнение границ земельного участка [1].

Однако, определенный (пресекательный) срок, в который уполномоченный орган местного самоуправления должен принять одно из вышеуказанных решений, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.18 ЗК РФ, законодателем для данного случая не конкретизирован.

Органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, зачастую злоупотребляют наличием такого пробела в законодательстве. Решения, из числа предусмотренных пунктом 5 статьи 39.18 ЗК РФ, зачастую принимаются ими спустя длительный период времени с момента истечения 30 дневного срока публикации извещений.

Более того, имеют место факты принятия органами местного самоуправления нормативных правовых актов, утверждающих административные регламенты предоставления муниципальных услуг в сфере предоставления земельных участков, которыми органы местного самоуправления, воспользовавшись наличием вышеуказанного законодательного пробела, на муниципальном нормативном уровне закрепляют возможность принятия ими решений, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.18 ЗК РФ, в довольно длительные сроки.

Такие нормативные правовые акты органов местного самоуправления противоречат требованиям пункта 5 статьи 39.18 ЗК РФ, поскольку данным пунктом предусмотрен только один исключительный случай продления сроков принятия вышеуказанных решений до 45 дней, и подлежат опротестованию прокуратурой.

Не смотря на отсутствие в пункте 5 статьи 39.18 ЗК РФ конкретного (пресекательного) срока, в который уполномоченный орган местного самоуправления должен принять одно из решений, предусмотренных данным пунктом, в Российской Федерации сформировалась положительная судебная практика, согласно которой, с учетом нынешней формулировки рассматриваемого пункта, суды, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.9 КоАП РФ, приходят к выводу о том, что решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решение об осуществлении подготовки проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка (в случае, если после истечения 30-дневного срока публикации извещений заявлений от иных лиц о намерении участвовать в аукционе не поступило), должны быть приняты именно по истечении 30 дней со дня опубликования извещений о возможном предоставлении земельных участков, то есть на следующий день после истечения 30-дневного срока публикации извещения.

При рассмотрении органом прокуратуры вопроса о возбуждении в отношении должностного лица уполномоченного органа местного самоуправления дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 19.9 КоАП РФ, в связи с нарушением таким должностным лицом срока принятия одного из решений, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.18 ЗК РФ, необходимо исходить из того, что днем совершения такого административного правонарушения будет являться первый рабочий день, следующий за установленным частью 5 статьи 39.18 ЗК РФ тридцатидневным сроком.

Реализация органами прокуратуры предусмотренных законодательством полномочий по административному преследованию должностных лиц, допустивших нарушения порядка предоставления земельных участков, позволяет не только снизить количество таких нарушений, в том числе нарушений прав граждан на рассмотрение их заявлений о предоставлении земельных участков в предусмотренные законодательством сроки, но и способствует более качественному и своевременному рассмотрению уполномоченными органами таких заявлений, исключив самостоятельное определение органом местного самоуправления сроков исполнения данной муниципальной функции.

Комментарий к СТ 74 ЗК РФ

Статья 74 ЗК РФ. Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения

Комментарий к статье 74 ЗК РФ:

1. Административная ответственность является наиболее распространенным видом ответственности за земельные правонарушения. Исходя из легального определения административного правонарушения (ст. 2.1 КоАП РФ) составы земельных правонарушений могут быть установлены только в нормах КоАП и могут быть предусмотрены специальными законами субъектов РФ. КоАП содержит достаточно много видов (в том числе новых) земельных правонарушений, которые располагаются в разных главах: об административных правонарушениях в области охраны собственности (гл. 7); об административных правонарушениях в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8); об административных правонарушениях в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10); об административных правонарушениях против порядка управления (гл. 19).

Субъектами административной ответственности за земельные правонарушения являются физические (в том числе должностные) и юридические лица. При этом назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо (и наоборот). Юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за которые предусмотрена административная ответственность, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ст. 2.1 КоАП). В КоАП впервые содержатся правила, определяющие ответственность юридического лица при его реорганизации (ст. 2.10).

Административная ответственность за земельные правонарушения в федеральном законодательстве предусмотрена в виде административного штрафа, возможно и наложение предупреждения (например, за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица госземконтроля, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей). За одно земельное правонарушение может быть назначено одно основное наказание. Предупреждение и штраф могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. Фактически все составы земельных правонарушений предусматривают различные размеры штрафов в зависимости от их субъектов (физических, должностных, юридических лиц). Предупреждение выносится в письменной форме и выражается в официальном порицании правонарушителя.

Наиболее часто встречающимися нарушениями земельного законодательства являются такие административные правонарушения, как самовольное занятие земельных участков или использование их без правоустанавливающих документов, неиспользование земельных участков, использование земельных участков не по целевому назначению.

Уголовная ответственность применяется при совершении преступления – виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания. В отличие от остальных видов правонарушений преступления характеризуются наибольшей степенью общественной опасности. Например, уголовная ответственность предусмотрена за регистрацию незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ), порчу земли (ст. 254 УК РФ). В данных преступлениях объектом выступают непосредственно земельные отношения.

2. Пункт 2 комментируемой статьи содержит одну из специальных норм, устанавливающих обязанность виновных лиц возместить вред, вызванный земельным правонарушением, и устранить допущенное правонарушение, т.е. восстановить положение, существовавшее до совершенного правонарушения. Также в соответствии со ст. 77 ФЗ “Об охране окружающей среды” юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Источники:
http://kadastrdon.ru/news/news_post/razmery-shtrafov-narusheniya-zemelnogo-zakonodatelstva-mnogokratno-uvelicheny
http://stzkrf.ru/74
http://studopedia.ru/19_309276_administrativnaya-otvetstvennost-za-zemelnie-pravonarusheniya.html
http://grazhdaninu.com/zhilishhnoe-pravo/zemlya/zemelnye-pravonarusheniya.html
http://moluch.ru/archive/253/57967/
http://zemkod.ru/glava-13/st-74-zk-rf/kommentarii

Ссылка на основную публикацию