Порядок предварительного согласования предоставления земли в РФ

Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка

Один из часто задаваемых вопросов относится к теме предварительного согласования предоставления земельного участка под сельскохозяйственные цели, ИЖС или другие нужды.

Зачем это нужно, можно ли без этого обойтись, каков срок оформления?

Что это такое?

Заблаговременное согласование выделения земельного участка — процедура, предоставляемая заявителю с целью закрепления за ним участка земли в избранном им районе, желаемой категории, которая подходит для цели, соответствующей планам будущего пользователя.

Такая процедура применяется в случае, когда участок принадлежит государству или муниципалитету, а взять его намерены без торгов в такие виды пользования:

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Заблаговременное согласование регламентируется ст. 39.15 ЗК РФ с изменениями, начинающими действовать с 01.01.2017 г. При отказе местные власти обязаны руководствоваться ст. 39.16 ЗК РФ.

Если автор заявления выбрал себе участок той категории, которая не подходит его целям, то можно сразу же попросить перевести данный участок из одной категории в другую.

Если это возможно и не противоречит интересам владельца земель, то просьбу удовлетворят.

В каких случаях необходимо, а в каких — нет

Заранее нужно согласовывать получение земель в таких случаях:

  • участок фактически никак не выделен, в этом случае его никак нельзя идентифицировать;
  • не проведено размежевание, то есть границы не закреплены на планах и картах.

Запрашиваемые сотки или гектары могут подлежать выделению из одного большого участка, или из двух или более наделов, в этом случае обязательно нужно вписывать их кадастровые номера.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

В этом случае сразу обращаются за предоставлением конкретного участка, который можно идентифицировать на карте, в базах реестров и в натуре.

Эта услуга контролируется на предмет отказа в данный момент времени и до 01.01.2020 г. не только требованиями законодательного акта — ст. 39.16 ЗК РФ, но и законами, принятыми на региональном уровне, с учетом местных условий.

Регламент предварительного согласования

Порядок предоставления этой процедуры начинают с подбора подходящего района, где может быть свободный на текущий момент надел с категорией земли, которая требуется обратившемуся гражданину. Потом нужно обратиться в уполномоченный орган (местную администрацию) и подать заявление, в соответствии с требованиями ст. 39.15 ЗК РФ.

В этом документе нужно указать, кому адресовано заявление, а также подробно расписать все реквизиты заявителя, будь-то физическое лицо или представитель юридического лица, в том числе адрес, ИНН.

Что касается желаемого надела, то нужно уточнить все нюансы, чтобы было ясно, в отношении какого именно участка идет речь:

  • если участок зарегистрирован, но границы должны уточняться, в этом случае вносят кадастровый номер;
  • при наличии — номер и дату решения, вынесенного по поводу утверждения проекта размежевания;
  • кадастровые номера наделов, из которых планируется выделение требуемого участка;
  • основание для выделения земли без торгов (в каждом конкретном случае свое);
  • если у заявителя несколько прав на получение этого участка, то указать, какое именно право он намерен использовать;
  • адрес электронной почты (при наличии).

К заявлению нужно присовокупить в качестве приложения документы, на основании которых заявитель претендует на получение земли без торгов, а также имеющиеся планы, схемы, топографические карты, проект и пр. Представитель юридического лица обязан приложить личные документы и доверенность. Дата и подпись — обязательные атрибуты.

Поданный пакет документов регистрируется уполномоченным органом.

Специалисты рассматривают поданные бумаги, анализируя обоснованность и законность требований лица, обратившегося за предварительным согласованием.

Если власти вынесут решение согласовать предоставление участка, то необходимо будет закрепить границы надела и зарегистрировать его в ГКН, присвоив кадастровый номер, после чего уже обратиться за получением вполне определенного, конкретного участка.

Продажа доли в квартире другому собственнику происходит по максимально упрощенной схеме.

В каких случаях можно использовать землю без ее предоставления и установления сервитута? Мы рассказали об этом здесь.

Некоторые категории населения имеют возможность бесплатно получить землю под ИЖС. Алгоритм вы найдете в нашей статье.

Срок оформления

Не позже чем через 10 дней заявление вернут, если документ:

  • составлен неправильно;
  • подан не в тот орган;
  • приложение не содержит нужных документов.

Процесс рассмотрения заявления о предварительном согласовании выделения земельного участка длится не более 30-ти дней, а в результате выдадут или положительный ответ, или отказ. Положительный ответ имеет вид решения, срок действия которого — 2 года (п. 14 ст. 39.15 ЗК РФ).

Имея основание получить земельный участок без торгов, нужно воспользоваться услугой предварительного согласования. Важно соблюсти все требования ст. 39.15 ЗК РФ, чтобы заявление не вернули и разрешили получить участок.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Что такое предварительное согласование предоставления земельного участка

Что такое предварительное согласование предоставления земельного участка?

Согласно нормам действующего земельного законодательства, предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляться посредством проведения торгов (конкурсов или аукционов) или, в случаях, определенных законом, без их проведения.

Порядок предоставления земельных участков без проведения торгов устанавливается земельным законодательством и предусматривает следующие процедуры:

– подготовка заинтересованными лицами схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

– подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению и принятие этим органом решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

– обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственная регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

– подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

– заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Таким образом, решение уполномоченных органов о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для его последующего кадастрового учета и принятия решения о предоставлении .

Предварительное согласование предоставления земельного участка фактически является действиями уполномоченных публичных органов по проверке наличия оснований для предоставления земельного участков без проведения торгов, его оборотоспособности (выявление ограничений в передаче участка в собственность или аренду), а также соблюдения градостроительных, санитарных, экологических иных норм и прав граждан на стадии его формирования.

Процедура предварительного согласования установлена ст. 39.15 Земельного кодекса РФ. Согласно нормам данной статьи, заинтересованные лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением, в котором указываются:

1) для граждан: фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя;

2) для юридических лиц – наименование и место нахождения, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер земельного участка, при наличии и в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению;

4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;

5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости;

6) основание (из предусмотренных Земельным кодексом) предоставления земельного участка без проведения торгов;

7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;

8) цель использования земельного участка;

9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;

11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:

1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и (установлены Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1);

2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;

4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;

5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.

В случае если поступившее заявление не соответствует указанным выше требованиям, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены перечисленные документы уполномоченный орган в течении 10 дней возвращает его заявителю с указанием причины возврата.

Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка рассматривается в срок не более чем тридцать дней со дня его поступления. За указанное время уполномоченный орган проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка после его кадастрового учета!

Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.

Полное меню
Основные ссылки

Вернуться в “Каталог СНиП”

Сборник разъяснений основных положений, связанных с выбором, предварительным согласованием и предоставлением (отводом, передачей в аренду) земельного участка на территории Российской Федерации.

Государственное предприятие Центр научно-методического обеспечения инженерного сопровождения инвестиций в строительстве Минстроя России

ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ВЫБОРОМ,

И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ (ОТВОДОМ, ПЕРЕДАЧЕЙ В АРЕНДУ)

ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ)

СОДЕ РЖАНИЕ

Настоящий пятый выпуск Сборника подготовлен в связи с поступающими запросами и посвящен разъяснениям порядка выбора, предварительного согласования и предоставления (отвода, передачи в аренду) земельных участков (площадок, трасс) для строительства объектов в Российской Федерации.

Сборник предназначен для использования инвесторами (заказчиками), проектировщиками, органами и организациями местного самоуправления, государственными органами управления и надзора (контроля).

Ответственный за выпуск – Михайлин Е. В.

Телефон для справок: 157-31-16

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 9), принятой 12 декабря 1993 г., земля и другие природные ресурсы могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности.

Выбор, предварительное согласование и предоставление (отвод, передача в аренду) земельных участков для строительства объектов, а также согласование намечаемых проектных решений производятся органами местного самоуправления (администрациями), в пределах своих полномочий, руководствуясь при этом основными положениями Земельного Кодекса РСФСР, земельного законодательства субъектов Российской Федерации, законами об основах градостроительства, охраны окружающей среды в Российской Федерации, принимаемыми на их основе нормативными правовыми актами Правительства России, а также нормативно-правовыми актами федерального значения, регулирующими земле-природопользование, проектирование и строительство.

Материалы для принятия решения о предварительном согласовании и предоставлении (отводе, передаче в аренду) земельных участков для строительства подготавливаются по поручению органа местного самоуправления (администрации) специально уполномоченными им территориальными органами и организациями, с участием инвестора (заказчика) и проектировщика.

Указанные материалы разрабатываются с учетом решений, принятых в утвержденной градостроительной документации, материалов по землеустройству, а в соответствующих случаях предпроектных материалов и расчетов инвестиций в строительство. *

* Методические рекомендации «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав предпроектных обоснований инвестиций в строительство»

Принципиальная организационная схема проведения предварительного согласования места размещения объектов строительства (не предусмотренных в градостроительной документации) с органом местного самоуправления (администрацией) и территориальными органами государственного надзорà, организациями и службами исполнительной власти приведена в приложении 1.

Обязательными условиями при выборе и предварительном согласовании (закреплении) земельного участка и последующего его предоставления для строительства являются:

соблюдение положений федерального законодательства и субъектов РФ и иных нормативных и правовых актов, регулирующих земле-природопользование, утвержденных градостроительных решений и требований органов государственного надзора, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья людей, охрану окружающей среды и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, а также соблюдение охраняемых, законами прав и интересов граждан, юридических лиц и государства;

обоснование комплекса мероприятий по предупреждению (снижению) отрицательных экологических, санитарно-эпидемиологических, социально-культурных и других негативных последствий в результате строительства и реализации намечаемой хозяйственной деятельности;

выполнение прогнозной оценки долговременных последствий от воздействия на окружающую среду намечаемого строительства объекта;

проработка альтернативных вариантов размещения объекта и выполнение расчетов технико-экономических показателей данного объекта для нескольких предлагаемых земельных участков и определение оптимальной площадки (трассы), путем сравнения социальных, экономических, экологических и других условий строительства, воздействия объекта на окружающую среду и обеспечения нормальных условий эксплуатации объекта;

площадка (трасса) для уникальных объектов должна выбираться с учетом материалов инженерных изысканий геолого-структурных и тектонических особенностей района намечаемого строительства;

обоснование мероприятий по предупреждению возможного возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями на намечаемом к размещению объекте и обеспечение условий по ликвидации их последствий.

Размещение объектов, предназначенных для обеспечения федеральных и республиканских потребностей или имеющих межрегиональное значение, осуществляется при согласии соответствующих высших законодательных органов.

Предварительное согласование места размещения объекта не производится, в случаях предоставления земельных участков в городах и других поселениях, где решение о размещении площадки (трассы) для строительства принимается органом местного самоуправления (администрацией) в соответствии с утвержденной градостроительной документацией (генеральными планами городов и других поселений, схемами и проектами планировки и застройки территориальных образований и др.).

Предварительное согласование земельных участков также не производится для строительства объектов сельскохозяйственного и лесного назначения.

Решение органа местного самоуправления (администрации) о предварительном согласовании земельного участка для строительства или решение о размещении площадки (трассы) для возведения объекта, принятое в утвержденной градостроительной документации, являются основанием для выполнения проектно-изыскательских работ.

Процедура выбора, предварительного согласования, изъятия и предоставления (отвода, передачи в аренду) земельных участков для строительства, находящихся в государственном и муниципальном владении, осуществляется в два этапа.

На предпроектной стадии выбирается и предварительно согласовывается площадка (трасса) для строительства, а после утверждения проекта производится предоставление (отвод, передача в аренду) согласованного земельного участка.

Настоящие разъяснения по вопросам выбора, предварительного согласования и предоставления (отвода, передачи в аренду) земельных участков для строительства подготовлены на основе положений Земельного Кодекса РСФСР (введенного в действие 25 апреля 1991 г.), Законах об основах градостроительства в Российской Федерации (введенного в действие 14 июля 1992 г.). Закона Об охране окружающей природной среды (принятого 19 декабря 1991 г.) и других законов, законодательных актов субъектов РФ, а также с учетом изданных некоторыми муниципальными органами власти территориальных нормативных документов.

В настоящее время в Государственной Думе Федерального собрания рассматривается новая редакция Земельного Кодекса РСФСР, после введения в действие которого в изложенный выше порядок выбора, предварительного согласования и отвода земельных участков для строительства будут внесены необходимые коррективы.

Ниже приводятся поступившие вопросы и ответы на них в виде разъяснений о порядке выбора, предварительного согласования места размещения объекта строительства, согласования намечаемых предпроектных решений и порядке предоставления (отвода, передачи в аренду) площадки (трассы) для строительства.

Основание – законы нормативные, правовые акты

Источники:
http://mio.mosreg.ru/deyatelnost/zemelnye-otnosheniya/10-10-2016-10-33-34-chto-takoe-predvaritelnoe-soglasovanie-predostavle
http://internet-law.ru/stroyka/text/2102/
http://vuzlit.ru/1416311/zemelnye_pravonarusheniya_predusmotrennye_kodeksom_administrativnyh_pravonarusheniyah_rossiyskoy_federatsii

Ссылка на основную публикацию